Журнал «Правого Полушария Интроверта»

«Царевна-Лебедь» Врубеля: разбор картины

Для написания картин известный художник Михаил Врубель вдохновлялся русским фольклором, былинами, он придавал каждому герою особенные черты. Так произошло и с полотном «Царевна-Лебедь». Рассказываем, кто изображен на нем, и как живописцу пришла идея картины.

Время чтения: 3 минуты.

Прообраз Царевны-Лебедь

Михаил Врубель написал картину «Царевна-Лебедь» в 1900 году после выхода оперы Николая Римского-Корсакова. На этом полотне, как и на многих других работах, художник изобразил свою жену — известную певицу Надежду Забела. После того, как живописец увидел ее выступление в роли Царевны-Лебеди в опере Римского-Корсакова «Царевна-лебедь», он решил написать свою музу. Стоит отметить, что между образом Надежды Забелы на картине и в реальности мало сходства. Врубель лишь вдохновлялся красотой и чарующим голосом возлюбленной, а царевна на полотне — это плод воображения живописца. Искусствоведы считают «Царевну-Лебедь» одним из самых загадочных полотен. Дело в том, что художник объединил в героине несочетаемое: свет и тьму, холод и тепло.

Сказочный мир

Образ царевны детализирован. Врубель подчеркивает превращение женщины в лебедя с помощью птичьей выразительности глаз, острого очертания губ. Мы видим, что у нее роскошный белый наряд. Также художник создает музыкальность образа царевны за счет переливов красок, игры серых и розовых полутонов, сияния драгоценностей. Мы чувствуем сказочную атмосферу, как будто героиня затягивает нас в волшебный мир. Врубель пишет ее со спины, она смотрит на зрителей печальными глазами. У царевны приподняты брови, сжаты губы. В сказке Александра Пушкина образ Царевны-Лебедь светлый, радостный. На полотне Врубеля же тревожный. Героиня как будто беспокоится о чем-то, скрывается от нас. Живописец мастерски передает лицо, пальцы, легкую ткань царевны. На картине мы видим игру света и тени. Также во время ее написания художник использовал мазки мастихина. Он создавал уникальные перламутровые оттенки.

Все женщины Врубеля в образе Царевны-Лебедь

Считается, что лебедь — это символ вдохновения. Благодаря этому образу можно узнать самые темные и загадочные стороны жизни. Царевна как будто манит зрителей. Мы восхищаемся красотой ее лица, большими глубокими глазами, хрупкими длинными пальцами. Замерзшая вода, огонь придают героине таинственности. Врубель создает впечатление, что Царевна-Лебедь — это лишь видение, которое сейчас исчезнет.
Искусствоведы считают, что эта работа вобрала в себя все предшествующие женские образы на полотнах художника. Это символ непостижимой красоты.
«Царевну-Лебедь» купил Михаил Морозов. Впервые она была представлена публике в 1901 году на выставке «36-ти художников». А потом по завещанию коллекционера картину передали в Третьяковскую галерею.
Завтра экзамен по истории искусства, и вы судорожно пытаетесь запомнить названия картин? Подготовьтесь к экзамену за ночь с саммари «Русское искусство: от икон до Черного квадрата». По промокоду BLOG30 вас ждет бесплатный доступ ко всем саммари на целый месяц, не забывайте вводить его при регистрации в поле «Ввести промокод».
Искусство Врубеля — хроника борьбы с собственными демонами. Рассказываем, что стоит за великими шедеврами художника:
Тайны демонов Михаила Врубеля
ЖИВОПИСЬ ИСКУССТВО