Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Как снимался «Броненосец "Потёмкин"»?

Фильм Эйзенштейна представляет собой революцию в самом искусстве кино. «Броненосец “Потёмкин”» оказал неизмеримое влияние на развитие кинематографического языка. Почему этот фильм является пособием по изучению монтажа, рассказываем в статье.

Время чтения: 5 минут.

История создания фильма

Изначально планировалось, что фильм охватит множество событий 1905 года, включая русско-японскую войну и революционные события в разных городах России. Однако из-за ограниченных временных рамок и неблагоприятных погодных условий в Ленинграде, Эйзенштейн решил сосредоточиться только на одном эпизоде — восстании на броненосце «Потемкин».
Сергей Эйзенштейн
Съемки проходили в Одессе, на местах исторических событий. Вместо настоящего броненосца «Потемкин» использовался броненосец «Двенадцать Апостолов», а сцены внутри корабля снимались на крейсере «Коминтерн».

Первый показ фильма состоялся 21 декабря 1925 года в Большом театре, на мероприятии, посвященном юбилею революции. Интересно то, что в фильме использовался белый флаг вместо красного, так как последний в чёрно-белом изображении выглядел бы чёрным. Поэтому на премьере в Большом театре флаг был вручную окрашен в красный цвет.

Сюжет фильма

Сюжет фильма разворачивается вокруг экипажа броненосца «Князь Потемкин Таврический» который восстает против своих офицеров из-за плохих жизненных условий. Основной повод для восстания — мясо, зараженное червями, которое офицеры пытаются заставить матросов съесть. Возмущенные матросы отказываются, и это приводит к конфликту.
«Броненосец “Потёмкин”» (1925)
Самой известной сценой фильма является массовая резня на Одесской лестнице, где царские войска безжалостно расстреливают мирных демонстрантов, включая женщин и детей. Эта сцена стала символом жестокости и бесчеловечности царского режима.

В конце фильма броненосец «Потемкин» сталкивается с эскадрой Черноморского флота, но вместо ожидаемого боя, матросы на других кораблях присоединяются к восставшим, подняв красные флаги в знак солидарности.

Творческий метод Эйзенштейна

Сергей Эйзенштейн прославился своим уникальным творческим методом, который в значительной степени определил влияние этого произведения на мировой кинематограф. Одним из ключевых элементов метода Эйзенштейна было использование монтажа как средства создания смысла. Он считал, что монтаж — это не просто способ соединения кадров, а мощный инструмент для передачи определенных эмоций. Это особенно заметно в сцене на Одесской лестнице, где ритмичное чередование кадров создает ощущение нарастающего ужаса и хаоса. Благодаря монтажу зрителя ощущает напряжение и отчаяние персонажей.
«Броненосец “Потёмкин”» (1925)
Для усиления воздействия Эйзенштейн также использовал метафору. Детали в фильме несут в себе дополнительный смысл. Например, сцена с мясом, зараженным червями, символизирует гниение и коррупцию власти. А львиная грива на батюшке, вызывающая ассоциации с дьяволом, подчеркивает идею о том, что церковь в этом контексте является не защитником народа, а скорее его угнетателем.

Творческий метод Эйзенштейна — это точное пониманием визуального языка кино. Используя разнообразные кинематографические приемы, режиссер мощно воздействует на зрителя. Это делает его не только выдающимся режиссером своего времени, но и одним из величайших новаторов в истории кинематографа.
Хотите, чтобы ваши рилсы стали еще круче? Получите готовый гайд по сценарному мастерству в саммари «Основы сильного сценария: как работает драматургия» и залетите в топы. Специально для читателей журнала открыли бесплатный доступ на целый месяц ко всем саммари по промокоду BLOG30.
Как с помощью монтажа комбинировать несвязанные друг с другом изображения и создать новый смысл? Об это в статье:

Как работает эффект Кулешова?
КИНЕМАТОГРАФ