Подари саморазвитие
*тык*
Сертификаты на 2000+ лекций и курсов на гуманитарные темы от 299 ₽
Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Что скрывается в картине Вермеера?

Мнение «Правого полушария Интроверта»
Время чтения - 2 минуты.

Приложение для саморазвития. Скачать

Автор: Мария Харитонова


Мотив письма был для Вермеера одним из любимейших. Глядя на его картины, мы видим женщин, пишущих письма, получающих их из рук служанок или погруженных в чтение. Почему женщин? Вероятно, потому, что у художника было 11 детей, из которых большинство – дочери, да к тому же супруга и тёща под боком. Надо думать, такое плотное женское окружение не могло не повлиять на его выбор моделей для своих картин.

Показывая незатейливую сценку вроде написания письма, Вермеер проявляет себя как проницательный мастер, способный тонко передать психологическое состояние героинь и особую атмосферу ситуации.


В картине «Девушка, пишущая письмо в присутствии служанки» (1670) мы видим барышню в белоснежном чепчике, сосредоточенно набрасывающую послание адресату. Она делает это так споро и активно, что мы будто слышим, как скрипит перо. На полу, рядом со стулом, можно заметить смятый лист бумаги: вероятно, первый вариант письма не удался, и девушка начала заново. А может быть, это – послание, в порыве чувств брошенное на пол, в ответ на которое она и пишет свое письмо.


На стене комнаты Вермеер не случайно помещает большую картину. На ней изображена сцена спасения дочерью фараона младенца Моисея – будущего пророка, который выведет евреев из египетского плена. Этот сюжет был связан с мотивом «примирения сторон», который проливает свет на ситуацию с написанием письма.


В то время как хозяйка, сидящая в потоке света, бойко пишет послание, служанка стоит в стороне, глядя в окно. Ее фигура спокойна, статуарна. Он задумалась о чем-то своем, ей и дела нет до того, чем занята барышня. Молчаливая поза служанки и льющийся из окна свет в какой-то момент перетягивают на себя все наше внимание. В картине, как в сцене фильма, вдруг «выключается» звук окружающей среды, дается крупный план, и мы слышим озвученные мысли героя. Или просто начинаем созерцать в тишине нечто, что режиссеру было важно нам показать.


Изменилось ли ваше восприятие картины после такого объяснения?

ЖИВОПИСЬ