Нолливуд, или нигерийский кинематограф — вторая по количеству выпускаемых фильмов киноиндустрия. Кажется парадоксальным, что картины с прославленными знаменитостями, снятые в голливудских павильонах на бульваре Сансет, не смогли превзойти региональный кинематограф. Что такое Нолливуд и в чём причина его популярности? Разбираемся в статье.
Время чтения: 5 минут.
Имя индустрии
Термин «Нолливуд» используется для обозначения нигерийского кинематографа. Под Нолливудом обычно понимают кинематограф страны в целом, однако к нему также относят фильмы других африканских государств, снятые в сотрудничестве с местными киностудиями, и работы, повествующие о нигерийской диаспоре, созданные за пределами Африки.
Почему Нолливуд выделяют в отдельную категорию? По аналогии с Голливудом и Болливудом нигерийское кино представляет собой культурно-социальный феномен, получивший широкое распространение как внутри государства, так и за рубежом. В 1990-х годах темпы производства фильмов в Нигерии возросли настолько, что Нолливуд вышел на второе место в мире по количеству выпускаемых в год картин — примерно 2500 против 600 в США.
Ранние нолливудские фильмы отличались плохим качеством — сказывался низкий бюджет, ограниченные сроки, отсутствие необходимых технических средств и привлечение непрофессиональных актёров. Кино могло быть снято на самую дешёвую камеру всего за несколько дней и смонтировано в простейшем видеоредакторе. Однако с выходом индустрии на международный рынок требования к созданию фильмов изменились: теперь они стоят больше, снимаются дольше и выглядят приятнее для зрителя.
Становление
Кино в Нигерии снимали с 1920-х годов. Изначально этим занимались британские колонисты и миссионеры, транслировавшие через кинотеатры христианскую идеологию. В связи с тем, что кинематограф страны в это время работал на внешний рынок, в фильмах большое внимание уделялось достижениям европейцев на африканской земле, а нигерийские актёры занимали второстепенные и часто отрицательные роли. Первый фильм с нигерийцами в главных ролях — «Лесть» Джеффри Баркаса 1926 года.
После обретения независимости в 1960 году фильмы наполнились национальным колоритом и их тематика расширилась под влиянием кинематографа США, Китая, Индии и Японии, распространившегося с открытием коммерческих кинотеатров. Развитию кинобизнеса способствовал указ президента о национализации кино 1972 года, а также приток финансирования, связанный с открытием нефтяных месторождений в 1970-х годах. В это время выходят такие фильмы, как, например, «Борьба за свободу» и «Чёрная богиня» Ола Балагуна.
Смотрите курс-саммари «Киногид по странам», чтобы узнать больше об особенностях развития кинематографа в разных уголках планеты. А специально для читателей журнала открываем бесплатный доступ ко всем курсам по промокоду BLOG7. Он действует до 30 июня при регистрации в приложении и на сайте.
Выход из кризиса
К концу 1980-х годов кинематограф Нигерии пришёл в упадок по причине экономических проблем и усиления политической диктатуры. Нестабильная обстановка усугублялась преступностью и мародёрством. Граждане предпочитали оставаться дома, из-за чего кинотеатры начали закрываться и постепенно ветшать.
Выход из кризиса стал возможен благодаря эпохе VHS и началу телевещания. Такой вид распространения кинопродукции оказался выгодным для создателей и обрёл массовый характер. Большинство телевизионных фильмов перезаписывались на кассеты и продавались на пиратском рынке для домашнего просмотра или видеосалонов.
И хотя впервые термин «Нолливуд» прозвучал в иностранной прессе в 2002 году, формально его началом можно считать выход телевизионного хоррора «Жизнь в трущобе» Кеннета Ннебуе десятилетием раньше. Фильм продался в количестве 750 тысяч копий и открыл дорогу для прибыльного VHS-бизнеса.
Популярность
Почему кино в Нигерии было настолько востребованным? Посредством искусства люди пытались оправиться от экономического кризиса и выбраться из стагнации и скуки, в которых страна просуществовала все 1980-е годы. Режиссёром мог стать каждый человек, способный держать в руках камеру. Фильмы в жанрах мистики, драмы, романтики и комедии снимались преимущественно на региональных языках Нигерии и раскрывали понятные жителям многих африканских стран темы — взаимоотношения людей, человеческие пороки, преступность, ритуальные действия и магия, сексуальное насилие и т. д. Знаковые картины времени — «Злая встреча» Джимми Одумосу, «Папа Аджаско» Уэйла Аденуги и «Экун» Аладе Адомире. Успех кассетных фильмов показал, что это ремесло может приносить доход: при средней аудитории фильма в 15 млн. человек около одного миллиона нигерийцев в кинопроизводстве в настоящее время.
Наши дни
В XXI веке в Нигерии «возрождается» коммерческий кинематограф. В городах строятся торговые центры, где располагаются в том числе и кинотеатры с большими залами, удобными сидениями, кондиционерами и мини-барами на входе. Кинобизнес обрёл конкурентоспособность, и сети кинотеатров выпускают в прокат более качественные проекты, привлекая всё больше зрителей.
Правительство Нигерии выделяет гранты на обучение молодых режиссёров и поддержку деятельности опытных мастеров. Так, в 2006 и 2013 годах были запущены программы «Project Nollywood» и «NollyFund», занимающиеся финансированием кино.
Развитие Нолливуда позволяет фильмам выходить на международный рынок и получать всемирное признание. Эпоха «Нового нигерийского кино» началась с выходом триллера «Статуэтка» режиссёра Кунле Афолаяна в 2009 году. Фильм получил положительные отзывы критиков и был показан на зарубежных кинофестивалях, а также выиграл несколько номинаций на крупнейшей африканской кинопремии «Africa Movie Academy Awards».
Давно хотели послушать наши курсы-саммари? Специально для читателей журнала открываем бесплатный доступ ко всем курсам по промокоду BLOG7. Он действует до 30 июня при регистрации нового пользователя в приложении и на сайте.
Сможете ли вы назвать пять самых крупных кинокомпаний века? Рассказываем, как самые богатые и успешные студии влияли на актёров, режиссёров и кинотеатры:
Как студийная система повлияла на Голливуд?
Свои особенности есть у любого национального кинематографа. Есть и стереотипы: американцы любят боевики, в индийском кино много танцуют, а в российском — погружаются в глубины депрессии. Разбираемся, почему российский кинематограф кажется таким грустным, в видео нашего проекта: