Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Почему мы обязаны работать?

Почему говорят, что труд сделал из обезьяны человека? Как процесс работы влиял на общество в разные периоды его существования? Разбираемся в статье.
Время чтения: 4 минуты.

Основы

Труд — самая древняя человеческая деятельность. Он сделал из обезьяны человека. Эта фраза получила повсеместное распространение благодаря очерку немецкого философа Фридриха Энгельса «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». Энгельсу удалось связать развитие человеческого общества с тем, как формировались и изменялись трудовые отношения.
Фридрих Энгельс
Мы не знаем, был ли труд решающим в эволюции человека. Но он бесспорно оказал на неё влияние и сопровождал человека на протяжении всей его долгой истории. Как только наши далекие предки стали прямоходящими, у них освободились целых две конечности, которыми можно было начать делать что-то полезное. Этим они и занялись.

Во времена охотников и мамонтов

Приблизительно 2 миллиона лет назад в Восточной Африке проживал человек прямоходящий. Благодаря многочисленным находкам археологов мы примерно представляем себе, как он жил. Самым главным для него было достать еду и спастись от хищников. Для этого он научился изготавливать примитивные орудия из камня. Так как вместе охотиться на дичь и мамонтов и отгонять саблезубых представителей фауны легче, человек прямоходящий жил в больших общинах. Такой тип человеческого общества назывался первобытнообщинным строем.
Каменные орудия во времена первобытнообщинного строя
Во времена первобытно-общинного строя совместный труд был жизненно необходим. Он также способствовал налаживанию коммуникации между людьми и заботе о тех, кто слаб. Так необходимость выживать в тяжелых условиях заставила человека трудиться и общаться.

Неолитическая революция

Среда, в которой древний человек выживал, всё время менялась. Приходилось приспосабливаться — изготавливать всё более сложные орудия из различных материалов, расселяться всё дальше по разным территориям, обращать внимание на свойства растений и черты животных. Примерно 10 тысяч лет назад, в эпоху неолита, начали появляться общества, которые уже не только охотились и занимались собирательством, но и выращивали собственные съедобные культуры и одомашнивали диких животных. Это явление получило название первой аграрной, или неолитической революции.
Чтобы обрабатывать землю и как-то удерживать в пределах поселения общины животных, были необходимы новые орудия. И сам труд как особая деятельность тоже изменился. Он требовал сосредоточенности, концентрации внимания, терпения, развитой коммуникации. А ещё стал давать излишки. То, что человек не мог употребить сам, нужно было куда-то девать. И так со временем появилась торговля.
Благодаря первой аграрной революции жизнь человека стала гораздо легче, чем во времена охотников и мамонтов. Численность населения начала расти. Стали выделяться отдельные слои общества, занятые уже не выживанием, а специализированным трудом — торговлей, ремеслами, охраной и войной. Человек изменил своё отношение к природе. Он начал «исправлять» то, что ему не нравилось, подстраивать природу под себя.

Первые цивилизации и культура

Неолитическая революция была первым шагом на пути к прогрессу и формированию культуры. Этот процесс шёл долгие тысячелетия, и его результатом стало появление первых цивилизаций — Месопотамии, Китая, Египта, Центральной и Южной Америки. Благодаря активному совершенствованию орудий и появлению новых типов труда эти цивилизации постепенно пришли к зарождению письменности.
Человеческое общество усложнялось. Сначала его структура, ушедшая от первобытнообщинного строя, поддерживалась за счёт рабского труда. Рабство обрело расцвет в античные времена — в Древней Греции и Риме. Рабами в основном делали тех, кого пленили в захватнических войнах. Однако со временем рабский труд утрачивал свою эффективность. Технологии земледелия и животноводства становились более сложными, и хозяевам было невыгодно тратить время на обучение рабов.
Приблизительно в III—V веках нашей эры труд усложнился настолько, что рабство разрушилось, и ему на смену ему пришёл феодальный общественный строй. Теперь землевладельцы предоставляли в пользование крестьянам свою землю и требовали налоги.
Слушайте курс-саммари «Под гнётом феодалов», чтобы наконец разобраться в сложной истории крестьянства на Руси. А специально для читателей журнала открываем бесплатный доступ ко всем курсам на две недели по промокоду BLOG15. Он действует до 25 июля при регистрации в приложении и на сайте.

Промышленная революция и современность

Следующее яркое событие в эволюции труда — промышленная революция. Она охватывает период времени приблизительно с 1760 по 1840 годы. Это время, когда появились машины, станки, заводы и фабрики. Аграрное общество, использующее ручной труд, стало индустриальным. Структура общества изменилась безвозвратно, резко и очень сильно. Росли города, развивались науки, повышалась производительность и происходил взрывной экономический рост. Уровень жизни человечества значительно улучшился по сравнению с аграрным обществом. Население Земли начало свой стремительный рост.
Но человечество не собирается останавливаться. Научно-технический прогресс продолжается. Сегодняшнее общество называют постиндустриальным. Главное место в новой системе занимают уже не машины, а знания. Приоритет отдаётся созданию не просто товаров, а услуг. Производятся вещи, которые требуют особого обслуживания и эксплуатации. Это новейшие компьютеры, искусственный интеллект и высокотехнологичные устройства.
Мы прошли долгий путь от неровно отшлифованного камня до айфона, и на протяжении всего этого времени труд делал нашу жизнь легче.
Почему несмотря на развитие технологий и усовершенствование других научных методов исторических исследований люди всё ещё ездят на раскопки и посвящают им всю жизнь? Разбираемся в статье:
Зачем археологи копают?
Развитие труда сформировало следующий порядок вещей: мы трудимся и в результате получаем вознаграждение. Если раньше труд помогал выживать активно, то сейчас это происходит скорее пассивно, мы уже не добываем еду напрямую посредством охоты на мамонтов. Мы оплачиваем аренду жилья, покупаем продукты и ходим к врачу благодаря появлению денежного ресурса. Капитализация мира открыла людям больше возможностей, за деньги мы можем приобрести всевозможные блага, которые улучшают нашу жизнь. И это ставит перед нами вопрос: мы живём для того, чтобы трудиться, или трудимся для того, чтобы жить? По сути труд всё так же нам необходим, но угрозы современного мира отличаются от угроз прошлого.
Давно хотели послушать наши курсы-саммари? Специально для читателей журнала открываем бесплатный доступ ко всем курсам по промокоду BLOG15. Он действует до 25 июля при регистрации в приложении и на сайте.
ИСТОРИЯ