Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Страшные сказки: что от нас скрывали в детстве?

ЛИТЕРАТУРА КУЛЬТУРОЛОГИЯ
В статье поговорим о сказках, хорошо знакомых нам с детства. Правда, тогда мы читали их в адаптированных вариантах. Первоисточники же способны ужаснуть даже взрослого человека. Давайте разберемся, почему сказки со временем изменились и что мы упустили, когда читали их в детстве.

Время чтения: 5 минут.

Сказка, ритуал, миф

Возможно, вы слышали, что в оригинальных версиях сказок принц насилует Спящую красавицу, возлюбленному Рапунцель выкалывают глаза, а сестры Золушки отрезают себе пальцы и пятки, чтобы влезть в туфельку.

У такой жестокости в сказках несколько причин. Одна из них — историческая. Сказка рождается из религиозного мифа, утратившего силу. Миф был своего рода учебником истории для древнего человека: он объяснял, как возникает мир, в каких отношениях находятся боги и люди, как соотносятся земной и потусторонний миры.

Постепенно представления человека об устройстве мироздания менялись. И если миф перестал быть убедительным, то ритуал оказался куда более живучим. И именно его отголоски мы встречаем в сказках. У сказочной жестокости есть и другое происхождение: кровавые подробности делали сказку увлекательнее и просто страшнее. Людям прошлого тоже хотелось иметь свои «ужастики».
Фильм «Братья Гримм» (2005)

Цензура вырезала

Почему же сегодня мы знаем сказки в таком цензурированном варианте? Это связано с тем, в каком виде они дошли до нас. Источников сказочных историй было несколько: тексты, записанные в конце XVIII века, а также устные рассказы. Изначально сказки предназначались взрослым: это был способ скрасить досуг. Но постепенно они перешли в разряд детского увеселения.

Некоторые сказки переписывали сами собиратели. Если братья Гримм все-таки воздерживались от редактуры, то Шарль Перро активно вмешивался в содержание историй. Он перерабатывал сюжет, дописывал хэппи-энд, а для особенно непонятливых сочинял мораль.
Фильм «Братья Гримм» (2005)

Гномы и хрустальные гробы

В оригинальной «Спящей красавице» все не так невинно, как в варианте Шарля Перро или диснеевском мультфильме. Принц не пробуждает принцессу поцелуем истинной любви. Он насилует ее и уезжает, а потом у нее рождаются дети, один которых высасывает из пальца матери занозу от веретена.

Для современного человека это пугающий сюжет, но здесь работает другая, архаическая логика. Противопоставить вечному сну, то есть смерти, можно только жизнь, и ее воплощает здесь, с одной стороны, мужская сила, с другой — половой акт. Принц буквально пробуждает либидо инертной спящей красавицы, и принцесса перерождается в новом качестве: теперь она женщина, жена, способная дарить жизнь. Неслучайно сразу после ее пробуждения оживает и весь замок с его обитателями.
«Белоснежка. Страшная сказка» (1997)
История о спящей принцессе — это так называемый бродячий сюжет, который можно встретить у многих народов. Похожие мотивы звучат и в «Белоснежке», только там тема «вечного сна» осложняется сюжетом сожительства девушки с семью гномами. Известную русскоязычную версию истории нам дал Александр Пушкин в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях». Там царевна тоже живет с названными братьями-богатырями.

Сказочная логика, древние мотивы и сюжеты сопровождают мировую культуру по сей день. Они преломляются в литературе, кино и анимации. И хотя жестокость со временем из них уходит, мистическая составляющая, идея о взрослении личности и о приобретении опыта через испытания остаются.
Завтра семинар, и нужно знать все про мифы? Получи готовый ответ в саммари «Мифы народов мира: от Геракла до Шивы». «Пятерку» гарантируем. Специально для читателей Журнала мы дарим промокод BLOG30, который даст бесплатный доступ ко всем саммари на месяц.
Почему не надо ждать принца на белом конец, рассказываем в статье:

Психологические проблемы принцев «Диснея»