Время чтения: 4 минуты
Как появился «Сплин»
История группы начинается в 1994 году — тогда вышел их первый альбом «Пыльная быль». Он не принес группе Александра Васильева популярности, но зато его оценили музыканты, которые вышли из легендарного ленинградского рок-клуба. «Сплин» получил поддержку «ДДТ» и лично Бориса Гребенщикова.
По-настоящему культовым стал четвертый «Гранатовый альбом», который появился в 1998 году. В него вошли легендарные песни «Выхода нет» и «Орбит без сахара». С тех пор «Сплин» выпустил еще 12 альбомов, где участники группы постоянно экспериментировали с аранжировками, стилем и текстами, но именно эти композиции фанаты до сих пор просят исполнять на каждом концерте.
Начните разбираться в музыке как профи уже сейчас с нашей готовой программой для тех, кто живёт музыкой!
Конкуренцию им составляют разве что композиции «Мое сердце» и «Романс» («И лампа не горит»), которые вышли на пике популярности группы в 2000-х гг.
Особенности стиля
В текстах Александра Васильева мы слышим продолжение лучших традиций русского рока 1980-х. Музыкант сам неоднократно признавался, что вдохновляется «Аквариумом» и «Машиной времени». Он использует яркий образный язык, насыщенный символами, которые отсылают нас к поэзии Серебряного века и текстам Гребенщикова и Башлачева.
Русский рок — это не про музыку и аранжировку, а про поэзию и образность. Именно поэтому тексты песен наших музыкантов выходят в поэтических сборниках.
Продолжая традиции русской поэзии начала ХХ века, Васильев создает в текстах двойственный мир, в котором соединяет вымысел и реальность. Автор жонглирует образами, обрывая их на полуслове, и рисует пространство, словно сотканное из обрывков сновидений:
Ты уводишь меня в мир подземных ходов,
Коридоров, зеркал, тупиков, поворотов,
Мостов, лабиринтов, висячих садов.
Постоянными декорациями в текстах «Сплина» становится Петербург, и музыкант продолжает творить миф о мистическом городе, который сложился благодаря Гоголю и Достоевскому. Кроме того, Александр Васильев обращается к поэзии Маяковского и Блока, совмещая их приемы со сленговыми выражениями, символами современности (метро, самолет и др.) и меланхолией, которая характерна для стихов Башлачева, Гребенщикова и других представителей ленинградской рок-сцены.
Почему мы неправильно понимаем песни «Сплина»
Знаменитая песня «Выхода нет» вышла в тяжелое для страны время. Шел 1998 год — один из самых сложных в истории девяностых. Экономический кризис, общее ощущение нестабильности ярко отразились в ключевых словах припева.
Существует легенда, что Васильев написал эту песню после того, как стал свидетелем двух самоубийств в метро. Однако автор текста отмечает, что его неправильно поняли. В песне следует обращать внимание на слова «скоро рассвет», которые дают надежду, а не на пессимистичные «выхода нет».
Солист говорит, что это песня о двух влюбленных, для которых единственный выход — это бежать и быть счастливыми в другом месте. Кстати, слова «ключ поверни и полетели» Васильеву подсказала жена.
У «Сплина» немало песен, которые кажутся депрессивными, но только на первый взгляд. Отчасти такое впечатление создается из-за негромкого и монотонного голоса Васильева, а также из-за использования симфонических инструментов: флейты и акустической гитары в аранжировках. Например, песня «Романс» («И лампа не горит») кажется из-за этого невероятно грустной, хотя припев звучит довольно жизнеутверждающе: «Привет, мы будем счастливы теперь и навсегда». В песне идет речь о расставании влюбленных, но одновременно и об их возможном воссоединении.
Так же работает и легендарная композиция «Мое сердце». Суть не в том, что «сердце остановилось», а в том, что оно «отдышалось немного и снова пошло». Таким образом, песни «Сплина» не о тоске, а о движении вперед.
Веселые песни «Сплина»
У группы есть немало ироничных песен. Например, хит «Орбит без сахара» является первым примером продакт-плейсмента в русской рок-музыке. Васильев не получил гонорар от компании Orbit, но совершил своеобразную революцию, написав песню на слоган рекламной кампании.
За ним последовали и другие представители русской музыки. Вспомните «В левой руке “Сникерс”, в правой руке “Марс”» Ляписа Трубецкого, «На лабутенах» Сергея Шнурова и «Тантум Верде Форте» Тимати. До «Сплина» таких революционных и одновременно ироничных вещей в русской музыке в принципе не существовало.
У Васильева есть немало шутливых композиций. Например, «Мы все больны гандболом» — иногда на концертах он заменяет слово «гандбол» на «Газпром». Или «Новые люди» — откровенная композиция про секс. При этом «Сплин» после 2004 года постоянно экспериментирует с жанрами и совмещает поп-рок с брит-попом, гитарными риффами и рэпом, из-за чего получает неоднозначные отклики поклонников. Но всё же больше двадцати лет группа не теряет свой фирменный стиль, который построен на образной поэзии Александра Васильева.
«Сплин» сейчас
«Сплин» и лично Васильева обвиняют в попытке быть русским Radiohead, в однообразии и даже вменяют им звездную болезнь. Но это никак не сказывается ни на поклонниках, которых всё больше с каждым годом, ни на выходе новых альбомов. Можно заметить, что последние песни группы становятся все более экспериментальными и авангардными с точки зрения музыки, а также хлесткими и прямолинейными с точки зрения текста.
Послушайте «Я пью джин», «Вирус» или «Передайте Гарри Поттеру, если вдруг его увидите». Однако, как бы ни менялся состав группы, Александр Васильев сохраняет свой фирменный стиль и продолжает традиции ленинградских музыкантов и поэтов ХХ века, став частью современной ДНК города.
Понравилась статья?
Читайте о музыке также здесь.
Какая философия стоит за музыкальными произведениями, расскажем в подкасте нашего проекта:
Правое полушарие Интроверта