Фридрих Ницше — один из самых влиятельных философов XIX века. Его работы оказали огромное влияние на современную философию. В чем же смысл его философии? Разбираемся в статье.
Время чтения: 3 минуты.
Время чтения: 3 минуты.
Приложение для саморазвития. Скачать
«Бог умер»
Фридрих Ницше — великий немецкий философ с противоречивым наследием. Он никогда не создавал структурную логически выверенную философию. Философ всегда мыслил фрагментарно.
Ницше всю жизнь испытывал невероятные боли, его мучили мигрени и желудок. Он постоянно боролся с миром и самим собой. Эта внутренняя борьба духа сквозит через все его произведения. Именно поэтому философия Ницше воинственная и агрессивная. Она видит в насилии продуктивность, а не разложение и упадок.
Ницше борется с христианством. Он говорит, что «последний христианин умер на кресте», а все, что начинается с апостолов Петра и Павла идет совершенно не туда. Именно Ницше произносит фразу: «Бог умер», и его убили мы. Тень Божественного лежит на мире, и мы не можем от нее избавиться».
Новое понимание греческого мифа
Мысль Ницше идеологична и иерархична. Он говорит, что люди — не равны. Они различаются в зависимости от наличия в них воли. У одних она более сильная, а у других — более слабая. Ницше говорит, что христианство сделало из слабости ценность и тем самым перевернула систему ценностей, которую нужно вернуть обратно. Философ выстраивает общество неравных людей и предлагает слабым стать сильнее.
Творчество Ницше — это совокупность нескольких тем. В книге «Рождение трагедии духа музыки» Ницше показывает совершенно новое понимание греческого мифа. Философ делит древнегреческую философию на аполлоническое и дионисийское начала. Он считает, что древнегреческое сознание содержит в себе хаос. С помощью искусства древнегреческий мир пытается опосредовать эту реальность. Формальное искусство пытается обуздать ужас перед миром, сделав из него красивую форму. Искусство — это попытка усмирить внутренний хаос.
Аристократическая и рабская мораль, понятие «сверхчеловека»
Ницше пытается понять истоки европейских ценностей, когда все изменилось. Он видит истину человека, которая проходит три стадии: верблюд (накопление знания), лев (отрицание ценностей), ребенок (создание собственных ценностей). В этом и заключается ядро аристократической морали. Аристократы знают, что такое добро и зло и имеют право создавать ценности.
Рабская же мораль — это мораль подчинения ценностям. Все, что может мыслить раб, — это «свободу от». А Ницше говорит, что главная ценность свободы — это «свобода для». Мыслитель также первым противопоставил негативной характеристике «свободы от» позитивную характеристику «свободы для».
Здесь же возникает идея вечного возвращения — проект, альтернативный христианской эсхатологии, учению о конце света и Втором Пришествии.
Сверхчеловек по Ницше — это довольно сложное понятие. Он показывает, что человек — это раб, который подчинен внешнему. Он не может быть свободным «для». Именно поэтому должна прийти эра сверхчеловека, «воина духа», который свободен от всего внешнего.