Всё, что нас окружает, кажется самим собой разумеющимся. Но что, если это не так? Аристотель пришёл к выводу, что в основе сущего лежит четыре причины. О положениях его теории рассказываем в статье.
Время чтения: 2 минуты
Обратиться к истокам
Древнегреческий философ Аристотель первым классифицировал науки. Ценнейшей из них он считал метафизику, или «первую философию». В метафизических сочинениях Аристотель пытался ответить на вопрос: каковы причины всего сущего? Сущее важно, потому что представляет собой весь окружающий мир. Без сущего не было бы ничего, и другие науки попросту не могли бы появиться.
Философ рассматривает определения своих предшественников, чтобы выстроить свою теорию. Первые греческие мыслители считали причиной сущего материю: из неё всё происходит и в неё всё превращается. Неизменными факторами движения для них были стихии. Однако если сущее — это нечто единообразное, то как можно объяснить различия предметов?
Ионийский философ Анаксагор предлагал иной взгляд. В основе его идеи лежат мелкие частицы, из которых образуется первобытная материя. Видов этих частиц гораздо больше, чем стихий, и они движутся при помощи разума. Им Анаксагор называет духовную стихию — сосредоточение сил природы. За счёт разума появляется жизнь, спокойствие и порядок. И только разумный человек способен приблизиться к истине.
Да что же такое эти ваши истины и сущее? А мы знаем! Смотрите или слушайте фоном видео-саммари «Как понимать философию», чтобы получить готовое мнение за 20 минут о концепциях разных философов — от классических древних греков до современных мыслителей. А специально для читателей журнала открываем бесплатный доступ ко всем саммари по промокоду BLOG30. Он действует до 15 августа при регистрации в приложении и на сайте.
![](https://static.tildacdn.com/tild3331-6366-4330-b638-653839386439/photo.png)
Две сущности
Но что сам Аристотель считает сущим? Философ разделяет это понятие на две части. Первая — физические вещи, материя, которая приобрела форму. Вторая — их характеристики, вид и род. Мы воспринимаем сущее на основе нашего опыта. Так, деревянный стол — это доски, которые приобрели форму стола. А деревянный кофейный столик синего цвета — всё те же доски, но с более специфическими характеристиками. Мы знаем, что дерево растёт само по себе, но стол можем осознавать только как форму дерева. Материя по Аристотелю играет для сущего наиболее важную роль.
![](https://static.tildacdn.com/tild3337-3062-4762-a565-323336353462/1.png)
Причины
Как мы понимаем, что стол — это сущее? Аристотель отвечает на четыре вопроса, из которых выводит первопричины сущего:
Из чего состоит вещь — материя. Это вечна и объективная субстанция, которая первична по отношению ко всему остальному.
Что представляет собой вещь — форма. Это причина формирования вещей из однообразной материи.
Откуда произошла вещь — действие. Это сила и энергия, которая порождает вещь во времени.
Ради чего создана вещь — цель. Например, деревянный стол построили, чтобы ставить на него посуду во время обеда или вести за ним письменную работу.
Для анализа сущего необходимо рассматривать эти причины во взаимосвязи и учитывать что даже статичные вещи находятся в движении, то есть изменяются со временем.
Мы поняли, от чего зависит сущее, но философы снова решили всё усложнить. Некоторые, как Джордж Беркли, сомневаются, что объективная реальность существует. О том, почему это на самом деле возможно, читайте в нашем материале:
Что такое солипсизм?