Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Что такое фовизм?

Вы видите сходства в работах Анри Матисса, Андре Дерена и Жоржа Руо? В статье мы раскроем секреты художников-фовистов и разберем, как и почему в XX веке зародилось движение искусства свободы.
Время чтения: 3 минуты.

Яркая и пронзительная форма искусства

Фовисты — это последователи художественного движения, которое возникло в начале XX века во Франции. Их почерк — яркие и насыщенные цвета, дерзкая композиция и свободная манера изображения. Искусствоведы до сих пор спорят, был ли это постимпрессионизм или авангард.
Все началось с парижской выставки в 1905 году. Работы Андре Дерена, Анри Матисса и Мориса де Вламинка, написанные в новом неподражаемом стиле, впервые вышли в свет. Художники вызвали ажиотаж у публики. Они выразили себя свободно и броско. Вместо реалистического отражения действительности — кричащие оттенки и необычность формы.
Альбер Марке. Плакаты в Трувиле, 1906 год
Критик Луи Воксель назвал картины «оргией цветов», а их авторов — «дикими зверями», что на французском звучит как «фов» (fauves). Отсюда и возникло название течения. В Салоне Независимых под него выделили отдельный зал, провокационно назвав его «логово диких зверей».

Великие аутсайдеры

Поначалу картины казались публике слишком эксцентричными. Это не помешало многим фовистам стать успешными и продавать работы за серьезные гонорары. Позже к Матиссу, Дерену и Вламинку присоединились и другие. Фовисты отправлялись в совместные путешествия, снимали общие студии для работы и вдохновлялись идеями друг друга.
Почему воры всё время охотились за картинами Матисса? Получите готовые ответы в видео-саммари «Величайшие кражи в искусстве». Слушайте короткие видео по 20 минут фоном, пока гуляете по галерее. Получите бесплатный доступ ко всем саммари по промокоду BLOG30 на целый месяц.

Эмоция цвета

Главный принцип фовизма — использование ярких и насыщенных оттенков. Последователи движения верили в то, что цвет может вызывать эмоции, передавать сюжет и даже стать основой композиции. Они разрешали насыщенным тонам просто быть, без оправданий. Поэтому даже кожу героев изображали голубой, зеленой или багрово-красной.
«Исходный пункт фовизма — решительное возвращение к красивым синим, красивым красным, красивым желтым — первичным элементам, которые будоражат наши чувства до самых глубин» — писал Матисс.
Эрнст Людвиг Кирхнер. «Автопортрет с моделью», 1910 год

Конец бунта — это начало

Интерес к фовизму стих довольно скоро, в 1908 году творческое объединение распалось.Однако это послужило основой для развития других течений, таких как кубизм, экспрессионизм и других неклассических форм. Художники получили толчок к раскрытию бунтарского, свободолюбивого потенциала.
Фовизм — та непредсказуемая и экспрессивная форма искусства, за которую мы любим живопись XX века. Художники желали разорвать рамки консерватизма, чтобы выразить эмоции и чувства. Слово против системы должно произноситься громко. Фовисты до сих пор впечатляют смелостью, оригинальностью и остаются важной частью истории искусства.
Матисс — самый известный представитель фовизма. Однако он занимался не только картинами, на его счету несколько скульптур. Рассказываем подробнее в статье:
Матисс: не только художник, но и скульптор
ИСКУССТВО