Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Искусство взаимодействия. Как общение стало искусством?

Мнение "Правого полушария интроверта"
Время чтения - 2 минуты
Автор - Никита Добряков
Мы мало рассказываем об искусстве, которое появляется прямо сейчас. Даже перформанс или стрит-арт уже давно являются не самыми актуальными. Поэтому сегодня я хочу рассказать об одном из самых свежих веяний в художественном мире. 


Что это такое?


Французский куратор и критик Николя Буррио в своей уже ставшей классической книге «Эстетика взаимодействия» 1998 г. фиксирует нынешнее состояние общества. В нем он видит одну ключевую проблему: в современном мире люди все меньше взаимодействуют друг с другом. Все общение перешло в виртуальную сферу, где вместо реальных чувств и эмоций – обозначающие их знаки. Художники среагировали на эту проблему, и искусство вызвалось спасти живое общение. Появилось «искусство взаимодействия».




В

чем его смысл?


Художники создают мини-среду, условия, в которых зрители больше не смотрят на произведения искусство, а активно участвуют в происходящем. Таким образом, само их живое участие и наделяется статусом произведения искусства. Сам опыт общения здесь позиционируется как эстетический опыт.


Искусство всегда стремилось дать возможность пережить уникальный опыт, и в современном мире такой опыт – это опыт общения. Один из первых примеров – акция «Кухня» 1992 г., в рамках которой художник вместе со зрителями готовили и ели тайскую еду.

image

Такое искусство предполагает активное взаимодействие с публикой. Его нельзя просто смотреть, тогда оно лишается смысла – в нем нужно находиться.



Главный элемент - встреча


Здесь в центре – встреча человека с человеком, общение друг с другом. То есть здесь нет некоторого осязаемого произведения искусства и сопутствующих оценок, связанных с его формой. Главная особенность эстетики взаимодействия – в понимании межчеловеческого обмена как полноценного эстетического объекта.


image
image


Итого


Безусловно, искусство взаимоотношения служит ответом на постмодернизм с его иронией, игрой, зацикленностью на текстах. Оно отказывается от всех интеллектуальных игр, от аллюзий и культурных отсылок. От них уже все устали.

Это искусство интересует пространство человеческих отношений, которое оно проблематизирует и выводит в центр художественного поля.



Подписывайтесь на наши соц. сети. Там еще больше статей!

|VK |YouTube
МНЕНИЕ