Советские шрифты вдохновляют современных художников и дизайнеров, а вокруг агитационных плакатов организуются целые выставки. В чем особенности советской типографики? Отвечаем в статье.
Время чтения: 3 минуты.
Время чтения: 3 минуты.
Симбиоз с авангардизмом
Для создания агитационных плакатов часто привлекали известных художников-авангардистов. Так, ученик Малевича Владислав Стржеминский нарисовал плакат «А что ты сделал для фронта? Отдай последнее тем, кто умирает, защищая тебя» для СМОЛРОСТа в 1919 году. В плакате явно прослеживается влияние Малевича — супрематические образы и динамика.
Художник Эль Лисицкий нарисовал для улиц Витебска плакат «Клином красных бей белых» в 1920 году. Неизвестно, были ли плакаты распространены, однако сейчас работа хранится в Музее Ван Аббе в Нидерландах. В 1990-м плакат вдохновил Adidas на дизайн формы сборной СССР по футболу.
![](https://static.tildacdn.com/tild3038-6438-4261-a637-616637626138/4_2_________1920.png)
В 1921 году Николай Суетин сделал плакат для оформления Регионального комитета бедноты, на котором был выведен легендарный афоризм: «Религия — опиум для народа». Четкое начертание букв и геометрические образы заложили основу для советской шрифтовой культуры.
Советский леттеринг
В 1936 году был принят обязательный Общесоюзный стандарт «Шрифты гартовые». Туда вошли только 20 гарнитур и 21 начертание, а все работы, использовавшие шрифты вне стандарта, должны были быть отправлены на переработку. Художники и дизайнеры не приняли искусственное ограничение и начали работать над собственными начертаниями и экспериментировать с каллиграфией. Каталогизировать новые шрифты начали только в 1960-х.
При этом важно понимать, что советская типографика развивалась в отсутствие контактов с западными дизайнерами. Цензурные ограничения и невозможность посмотреть, чем занимались коллеги, вынудили советских художников активировать свою фантазию на полную.
![](https://static.tildacdn.com/tild6130-6430-4963-a632-383834646635/4_3_______.png)
Так, советские художники выстраивали текст и визуальные образы в единую композицию. Ярким примером гармонии элементов является обложка Родченко для сборника стихотворений Мандельштама «Камень».
Времени на собственные проекты всё меньше и меньше, т.к. вы судорожно готовитесь к экзамену по искусствоведению? Получите готовые ответы к нему в саммари «Русский авангард: искусство на сломе времени». Промокод BLOG30 даст вам бесплатный доступ ко всем саммари на месяц!
![](https://static.tildacdn.com/tild6638-3466-4265-b366-306361303536/1_1_2.png)