Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Как Достоевский пишет своих героинь?

ЛИТЕРАТУРА
Мнение "Правого полушария Интроверта"
Время чтения - 3 минуты
Автор - Алиса Новоженина


Святые блудницы


Почти все тексты Достоевского написаны в жанре детектива, но очень особенного свойства: убийца известен с самого начала, а потому герои Достоевского ищут не его, а Бога. А вот путь к нему, по мысли Федора Михайловича, открывается из бездны.

То есть, чтобы вознестись к Богу, необходимо очень сильно пасть. Поэтому Сонечка Мармеладова могла быть только женщиной, живущей по желтому билету, а Настасья Филипповна – содержанкой. Героини Достоевского всегда неизменно святые и падшие, вернее, потому и святые, что падшие.


Душевнобольные


Интереснее всего для Достоевского, самого страдающего эпилепсией, рассматривать, конечно, не среднего человека, а искалеченного, даже помешанного. Таковы и женщины Достоевского – ведущие себя, как нездоровые. Владимир Набоков даже составил классификацию героев Достоевского в соответствии с их психическими заболеваниями.

Только посмотрите: Нелли из «Униженных и оскорбленных» страдала эпилепсией. Паралич Лизы Хохлаковой из «Братьев Карамазовых» вызван скорее всего истерией, в ее поведении мы видим все её классические симптомы: от банальной взбалмошности до снящихся по ночам чертей. Припадки внезапного истерического смеха, переходящего в слезы, – неизменные спутники Лизы Тушиной из «Бесов».


Истеричным можно считать и неразумное поведение Настасьи Филипповны («Идиот») и Грушеньки («Братья Карамазовы»), всегда по-разному решающих для себя дилемму «я святая или падшая?». Первая без труда может оскорбить семью жениха, довести до отчаяния влюблённого Рогожина, но вместо с этим она готова жертвовать своим счастьем ради князя Мышкина. Грушенька же ведёт себя распутно, унижает Катерину Ивановну, пришедшую к ней с миром, но одновременно с этим согласна лишиться всего и отправиться с Митей в ссылку.


Нереалистичные


Достоевский – писатель скорее рационалистического толка, чем чувственного. Именно поэтому все надрывы, происходящие в его текстах, идут прежде всего от идеи, а не от эмоции. Поэтому женщины и любовь в текстах играют всегда периферийную роль: к смыслу жизни они не имеют никакого отношения. Женщина может стать причиной надрыва, она сама вся есть надрыв, но почти никогда женщина не носитель идеи.

Она скорее внешний двигатель сюжета, чем внутренняя основа конфликта. А потому женщины Достоевского в своей взбалмошности и двойственности всегда одномерны и каждый раз одинаковы.


Однако Достоевский на то и гений, что ставит этих персонажей в критичную ситуацию, а потому заставляет нас сочувствовать им, упиваться их трагедией. И потому каждый раз мы не замечаем, что не очень-то они похожи на реальных людей.



Подписывайтесь на наши соц. сети. Там еще больше статей!

|VK |YouTube
Если материал вам понравился, расскажите о нем друзьям. Спасибо!