Мнение «Правого полушария Интроверта»
Время чтения - 4 минуты;
Автор: Никита Добряков
Есть ли в Европе более музыкальный город, чем Вена? По её улицам так и звучат классические мелодии венской школы музыки – Моцарта, Бетховена и Гайдна. Именно в этом городе особенно сильно ощущается сила музыки, захватившая всю интеллектуальную немецкоязычную традицию 2 пол. XIX века, особенно Шопенгауэра и Ницше. Они были уверены в том, что музыка есть главное из искусств.
Живопись, появляющаяся на рубеже веков, вся была пропитана музыкой. И, пожалуй, манифестом этого был великолепный Бетховенский фриз Густава Климта. Главный художник Вены визуализирует силу одного из главных композиторов Вены, его Девятую симфонию.
Климт в свойственной ему манере, через взаимодействие эроса и танатоса, показывает нам триумф искусства! Давайте пройдём вдоль фриза (длина которого, к слову, 34 метра). Слева мы видим рыцаря, который идёт на войну (рис.2). По центру перед нами расположились враждебные силы, особенно заметен Тифон, на равных сражавшийся с богами (рис.3). И кажется, что у рыцаря нет ни единого шанса, но справа перед нами то, с помощью чего он возьмёт верх (рис.4). Это триумф искусства. Именно оно побеждает зло и возвращает человека к его первоначальному единству.
И все это под беззвучную музыку Бетховена и под незрячий взгляд его скульптурного изображения за авторством Макса Клингера, которое стояло в этом же зале (рис.5). Конец XIX века – это время, когда искусство стало новой религией, а идеальным храмом нового культа стало здание Венского Сецессиона с Бетховенским фризом внутри.
Густав Климт смог выразить то, чем дышала культура, и своим творчеством зафиксировать в истории искусств музыкальную столицу Австро-Венгерской империи.
Больше полезных статей в нашей группе ВКонтакте
Если материал вам понравился, расскажите о нем друзьям. Спасибо!