Время чтения - 2 минуты
Автор - Елизавета Фандорина
Ситкомы (ситуационные комедии) давно стали частью нашего киноопыта. Все хоть раз в жизни видели пару серий «Друзей», «Клиники», «Как я встретил вашу маму» или «Офиса».
Однако за последние 5 лет не было ни одного нового ситкома, чья популярность сравнилась бы с хитами прошлых лет. Почему? Ведь ситкомы очень дешевы в производстве (их обычно снимают в одних и тех же декорациях в течении многих сезонов), и интерес к ним не пропал: повторы «Друзей» и «Офиса» приносят огромные деньги. В чем же дело? Неужели кинематографисты разучились снимать комедии?
Особенности ситкомов
Это комфортные сериалы, ведь герои практически не меняются, у них понятные типажи и с ними легко себя ассоциировать. Мы все учились в школе, и поэтому с интересом наблюдаем за подростками; можем ассоциировать себя с молодыми людьми, которые не могут снять квартиру и ходят с друзьями в бар; или офисными работниками, которые страдают из-за глупого начальника.
Просмотр ситкома не требует много времени, и даже если вы пропускаете пару эпизодов, то вы не потеряетесь в сюжете. Полчаса серии — словно звонок старому другу, т.к. вы точно знаете, что вас ожидает. Задача ситкома – создать расслабленную атмосферу, ведь даже записи смеха созданы для того, чтобы составить зрителю компанию.
Ситком – продукт телевидения
Сам формат этого жанра обусловлен особенностями телевизионного эфира. Это накладывает ряд ограничений: временной слот (от которого зависит количество зрителей); длительность серий; ориентированность на семейную аудиторию; зависимость от рекламы (она приносит доход каналу). Отсюда жесткая цензура и запрет на обсуждение многих тем (в культовом ситкоме «Я люблю Люси» впервые на американском ТВ показали беременную женщину – немыслимая смелость для 50-х).
Уже в нулевые появятся ситкомы, которые так или иначе обходят эти запреты. Например, в сериале «Клиника» поднимается тема смерти, а в «Modern family» представлены разные типы семей как равноценные.
Время перемен
Все меняется с приходом Нетфликса и Амазона: их зрители смотрят сериалы по подписке, поэтому рейтинги, время эфира и реклама им не важны. Появляются новые сериалы, которые, оставаясь комедиями, начинают говорить о серьезных вещах.
Комедия взрослеет, усложняется сюжет, герои становятся многограннее: языком комедии обсуждаются сложные темы, которые являются частью нашей жизни – утрата, депрессия, безответная любовь, болезни.
Например недавнее «Половое воспитание» – это лишь на первый взгляд классический сериал про школьную иерархию, первую любовь и проблемы с родителями. Мы видим и типичный набор героев – тихий ботаник его странный лучший друг, популярная девушка и спортсмен. Но в забавной истории про школьников поднимаются такие темы, как аборты, сложные отношения с родителями, домогательства, насилие и принятие себя.
Телевизионные ситкомы всё еще не могут себе такое позволить, поэтому длинные сериалы 1990-х и 2000-х сменяют короткие, но очень мощные комедии, где смешивается смех и драма. Последний «большой» ситком – это «Теория большого взрыва», первые сезоны которого стали настоящей сенсацией. Но уже после нескольких сезонов сериал явно катился в самоповторы. Все свежие идеи, которые покорили зрителей и критиков, но повторенные десятки раз, показали, что даже самые интересные проекты, ограниченные старым форматом, не развиваются и изживают себя.
Это не значит, что ситкомы устарели и остались в прошлом, просто они проходят новый этап своего развития – и кто знает, какие хиты подарит 2020 год?
Подписывайтесь на наши соц. сети. Там еще больше статей!
|VK |YouTube