Творчество Михаила Врубеля (1856–1910) стало квинтэссенцией эпохи, в которой он жил – переломной, полной противоречий и столкновений. В своих произведениях он воплотил все разочарования и надежды, горечь и пустоту, воодушевление и экстатические чаяния новой жизни и нового искусства рубежа XIX–XX веков.
Его искусство — хроника борьбы с собственными демонами. Давайте разберём, что стоит за великими шедеврами Врубеля.
Время чтения: 2 минуты
Приложение для саморазвития. Скачать.
Призвание
Творческий путь Врубеля начинается с росписей Кирилловской церкви в Киеве. Совсем ещё молодому художнику предлагают создать заново алтарные образы. Врубель глубоко погружается в древнерусское искусство и начинает свой личный духовный путь.
С первым серьёзным шагом в искусстве совпадает и первая влюбленность Врубеля — яростная и страстная, как и всё, что он делал. Он влюбился… в жену своего заказчика, Эмилию Прахову. Она не ответит ему взаимностью, и он будет сгорать от чувств к ней. Эти чувства и душевные муки найдут своё воплощение в образе демона. Полностью подчиняясь своим чувствам к Эмилии, Врубель пишет Мадонну с её лицом. Впервые появляются характерные для портретов художника глаза — большие, чарующие, тёмные. От немой потерянности демона сидящего до хитрой ухмылки Пана.
Всю жизнь Врубеля преследовал образ демона, который был для него поначалу воплощением не зла, а страданий мятущейся души, тяжело переживающей несовершенства этого мира. Однако впоследствии этот образ совершенно разрушил Врубеля как человека, который в полной мере ощутил на себе его страшное мистическое влияние.
«Демон сидящий» (1890) — первый из самостоятельных демонов Врубеля, показывающий мастерство художника. В живописи Врубель использует особый тип «гранёного», «мозаичного» мазка. В результате изображение становится объёмным, играет переливами тончайших цветовых нюансов.
За ним последует «Демон летящий» (1899), парящий над вершинами Кавказа. Врубель в этой недописанной работе пытается освободиться от мучающего его образа. И только в «Демоне поверженном» (1902) он сможет его одолеть. Но победа стоила Врубелю рассудка. Следующие восемь лет, вплоть до своей смерти в 1910 году, Врубель будет под постоянным присмотром врачей.
Духовный кризис
Врубель невероятно остро ощущает духовный кризис культуры конца XIX века. Христианство тогда потеряло свою силу, и европейский человек впервые столкнулся с ужасающим явлением мира без Бога. Он потерял всякую опору и остался в этом мире один. Для Врубеля спасением становится искусство: «Искусство — вот наша религия».
Трагедия Врубеля
Живопись Врубеля — документ тяжёлой внутренней борьбы художника. Он отчаянно искал смысл жизни и пытался выразить его в творчестве. Демон стал образом, передающим внутреннее состояние художника. Только после огромных усилий, стоивших Врубелю душевного здоровья, он смог повергнуть демона и освободиться. Трагедия Врубеля — это трагедия всей европейской культуры, которая столкнулась с ситуацией смерти бога и пыталась найти выход из неё.