Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Как «Три товарища» стали манифестом потерянной юности?

Мнение "Правого полушария интроверта"
Время чтения - 2 минуты

Автор - Никита Добряков


Первая книга Ремарка «На западном фронте без перемен» потрясла публику и в одночасье сделала автора знаменитостью. Писатель показал, что рассказ о войне может вестись от первого лица и без всякого героизма. Но Ремарк пошел дальше, и в романе «Три товарища» он блестяще показал жизнь послевоенного времени. Написанный о событиях почти столетней давности, роман все еще вызывает неподдельные эмоции и до сих пор является одним из самых популярных.


Как Ремарк смог выразить боль Европы и создать манифест целого поколения? Давайте разбираться.


Что за книга?

«Три товарища» продолжают ранний успех Ремарка – за первый роман писателя даже выдвинули на Нобелевскую премию. Текст вышел на немецком языке в 1936 г., когда Ремарк уже покинул Германию, в которой Третий рейх на площадях сжигал его дебютный роман. Писатель на родину так и не вернулся, но продолжил писать о Германии своей юности и Первой мировой войне, которая изменила жизнь Ремарка и всего его поколения.


Потерянное поколение

Ремарк – писатель «потерянного поколения», к которому также относят Хемингуэя и Фицджеральда. Этот поколение молодых людей, которые прошли Первую мировую войну, и, вернувшись с неё, не смогли ужиться с этим миром.


Война уничтожила веру в общечеловеческие ценности. Молодые люди чувствовали себя обманутыми и брошенными на произвол судьбы. А царившие в Европе голод и разруха лишь усиливали ощущение пустоты и безнадежности мира.


Что остается человеку в такие моменты? Пытаться сохранить себя в дружбе с боевыми товарищами и любви к девушке, совершать хорошие поступки и бороться со злом. Это и является главными темами «Трех товарищей».


О чем этот роман?

«Три товарища» являются идейным продолжением романа «На западном фронте без перемен». Последний посвящен прозаическим будням войны: там, например, описывается сцена, как солдат забирает хорошие сапоги у мертвого сослуживца. «Три товарища», в свою очередь, посвящены послевоенному времени, когда молодые солдаты вернулись с фронта.


Мы встречаем трёх друзей-фронтовиков, которые пытаются выжить и сохранить простые человеческие ценности в мире, который только что пережил великую бойню.


Дружба

Дружбу Ремарк раскрывает через трёх главных героев – Роберта Локампа, Готтфрида Ленца и Отто Кестера. Они вместе прошли войну, и дух боевого братства позволяет им помогать друг другу и в мирное время. Чтобы зарабатывать на жизнь, герои открывают автомастерскую. Они даже пересобирают одну машину, поставив в нее гоночный мотор, и им очень нравится обгонять самодовольных богачей.


Гоночная машина даже обрела свое имя – «Карл» – и стала символом их дружбы. Но когда требуются деньги, чтобы помочь возлюбленной Роберта Локампа, то друзья продают её не раздумывая. Человек важнее вещи.


Любовь

Любовь показана нам на примере отношений Роберта и Патриции. Некогда богатая девушка сейчас живет в таких же стесненных условиях, как и все вокруг, к тому же она неизлечимо больна туберкулезом. Роберт ухаживает за ней, и она быстро становится частью их маленького, но крепкого сообщества, которое противостоит окружающему миру. Поэтому как только ей требуется срочно попасть в больницу в Альпах, товарищи Роберта делают все, чтобы ей помочь.


Болезнь Пат имеет принципиальное значение. Туберкулез – главная болезнь послевоенного времени и символ смерти для «потерянного поколения». Он становится эхом войны: боевые действия уже закончились, но люди продолжают сражаться и умирать. Вдобавок медленное движение к смерти вторит духовной деградации общества.


Итого

Прошло уже больше ста лет после событий Первой мировой войны, но мы продолжаем читать Ремарка и сопереживать его персонажам. Современный мир при всей своей показной дружелюбности продолжает становиться все более чуждым для нас. И герои Ремарка, которые находят свое спасение в близких людях, напоминают нам нас самих.

В мире, лишенном привычных ценностей, можно выстоять лишь плечом к плечу с близкими. Бродский хорошо передал это ощущение реальности: «Мир уже не спасти, но отдельного человека всегда можно».


Такое чувство мира – общая проблема целого поколения европейских молодых солдат, прошедших в 18 лет горнило военных действий и вернувшихся в мир, которых стал для них чужим. Ремарк не дает нам ответа, как выйти из этого состояния, но дает ориентиры, которым можно следовать. И они остаются актуальными до сих пор.


Подписывайтесь на наши соц. сети. Там еще больше статей!

|VK |YouTube
МНЕНИЕ