Балетный костюм за 300-летнюю историю кардинально изменился от вычурного и пышного до изящного и легкого наряда. Рассказываем, как придумали первые пуанты и кто из известных художников создал костюмы из картона.
Время чтения: 3 минуты.
Время чтения: 3 минуты.
Вычурность и торжественность
В XVII веке балеты показывали между актами пьес. Они не были самостоятельными спектаклями, поэтому их называли муждусенья. Костюмы были похожи на праздничные наряды, но с большей вычурностью: воланами, сборками, камнями. Для женских ролей, которые на самом деле исполняли мужчины, использовали длинные платья с подъюбниками. Для мужских — камзолы и панталоны. Однако костюмы не соответствовали ролям, так как художники, которые создавали их, не знали содержание балета.
В XVIII веке балет стал уже отдельным спектаклем, и появились первые костюмы для определенных ролей. Впервые с укороченной юбкой выступала французская танцовщица Мари-Анн Камарго. Такое платье открывало ее щиколотки, что было в новинку. Моду на укороченные юбки переняли русские танцовщицы, поскольку Камарго гастролировала на сцене Императорских театров.
![](https://static.tildacdn.com/tild6133-6166-4834-a437-356264656163/-_.png)
А какой балет самый популярный в мире? И в каких странах запрещены балетные спектакли? Получите готовый ответ от эксперта в видео–саммари «Как понимать балет. От классики до XXI века». Специально для читателей журнала открыли бесплатный доступ на целый месяц ко всем саммари по промокоду BLOG30. Введите его при оформлении подписки и слушайте фоном 500+ видео-саммари, пока гуляете или занимаетесь домашними делами.
![](https://static.tildacdn.com/tild6630-6330-4363-b231-633339613938/photo.png)
Костюмы в стиле ампир
В начале XIX века стал популярным стиль ампир. Танцовщицы стали носить не громоздкие костюмы и стягивающие корсеты, а легкие струящиеся платья. Туфли заменили на сандали, которые крепили на ногах за счет длинных лент. Именно так появились первые пуанты. Со временем платья стали более открытыми. Впервые в пачке выступила итальянская танцовщица Мария Тальони в 1832 году. Это была многослойная юбка из воздушной ткани, которую крепили на корсаж (часть женского платья, которая покрывает бюст). Корсаж застегивался сзади на крючки и затягивался лентами.
Наряды из картона и муха вместо головного убора
В начале XX века балетные костюмы стали намного смелее. В 1911 году Вацлав Нижинский впервые выступил в облегающем трико, из-за чего лишился должности в Императорском театре. Императрица Мария Федоровна, которая посетила балет, посчитала это оскорблением.
![](https://static.tildacdn.com/tild3164-3236-4935-b736-386436303536/_.png)
Известные художники создавали балетные наряды. Например, Пабло Пикассо сделал костюмы из разноцветного картона. Премьера балета была скандальной, зрители кричали «Смерть русским!» Сальвадор Дали предложил свой вариант образа для главного героя в балете «Икар». Он хотел, чтобы танцовщик выступал с костылем вместо крыла и мухой на проволоке вместо головного убора. Но его идею не поддержали.
При этом, чем сложнее был танец, тем проще одевали артистов балета. В балетах Джорджа Баланчина танцовщики выступали в обтягивающем трико, так как они демонстрировали сложную хореографию.
Во второй половине XX века в США и Европе мужчины иногда выступали в бандаже, который был похож на нижнее белье. А Рудольф Нуреев в одной из сцен «Спящей красавицы» вообще предстал обнаженным перед зрителями.
А как появилась губная помада? И почему первые помады приводили к летальному исходу? Рассказываем в статье:
А как появилась губная помада? И почему первые помады приводили к летальному исходу? Рассказываем в статье:
История губной помады