Журнал «Правого Полушария Интроверта»

История балетного костюма

ИСТОРИЯ МОДА
Балетный костюм за 300-летнюю историю кардинально изменился от вычурного и пышного до изящного и легкого наряда. Рассказываем, как придумали первые пуанты и кто из известных художников создал костюмы из картона.

Время чтения: 3 минуты.

Вычурность и торжественность

В XVII веке балеты показывали между актами пьес. Они не были самостоятельными спектаклями, поэтому их называли муждусенья. Костюмы были похожи на праздничные наряды, но с большей вычурностью: воланами, сборками, камнями. Для женских ролей, которые на самом деле исполняли мужчины, использовали длинные платья с подъюбниками. Для мужских — камзолы и панталоны. Однако костюмы не соответствовали ролям, так как художники, которые создавали их, не знали содержание балета.
В XVIII веке балет стал уже отдельным спектаклем, и появились первые костюмы для определенных ролей. Впервые с укороченной юбкой выступала французская танцовщица Мари-Анн Камарго. Такое платье открывало ее щиколотки, что было в новинку. Моду на укороченные юбки переняли русские танцовщицы, поскольку Камарго гастролировала на сцене Императорских театров.
Мари-Анн Камарго
А какой балет самый популярный в мире? И в каких странах запрещены балетные спектакли? Получите готовый ответ от эксперта в видео–саммари «Как понимать балет. От классики до XXI века». Специально для читателей журнала открыли бесплатный доступ на целый месяц ко всем саммари по промокоду BLOG30. Введите его при оформлении подписки и слушайте фоном 500+ видео-саммари, пока гуляете или занимаетесь домашними делами.

Костюмы в стиле ампир

В начале XIX века стал популярным стиль ампир. Танцовщицы стали носить не громоздкие костюмы и стягивающие корсеты, а легкие струящиеся платья. Туфли заменили на сандали, которые крепили на ногах за счет длинных лент. Именно так появились первые пуанты. Со временем платья стали более открытыми. Впервые в пачке выступила итальянская танцовщица Мария Тальони в 1832 году. Это была многослойная юбка из воздушной ткани, которую крепили на корсаж (часть женского платья, которая покрывает бюст). Корсаж застегивался сзади на крючки и затягивался лентами.

Наряды из картона и муха вместо головного убора

В начале XX века балетные костюмы стали намного смелее. В 1911 году Вацлав Нижинский впервые выступил в облегающем трико, из-за чего лишился должности в Императорском театре. Императрица Мария Федоровна, которая посетила балет, посчитала это оскорблением.
Вацлав Нижинский
Известные художники создавали балетные наряды. Например, Пабло Пикассо сделал костюмы из разноцветного картона. Премьера балета была скандальной, зрители кричали «Смерть русским!» Сальвадор Дали предложил свой вариант образа для главного героя в балете «Икар». Он хотел, чтобы танцовщик выступал с костылем вместо крыла и мухой на проволоке вместо головного убора. Но его идею не поддержали.
При этом, чем сложнее был танец, тем проще одевали артистов балета. В балетах Джорджа Баланчина танцовщики выступали в обтягивающем трико, так как они демонстрировали сложную хореографию.
Во второй половине XX века в США и Европе мужчины иногда выступали в бандаже, который был похож на нижнее белье. А Рудольф Нуреев в одной из сцен «Спящей красавицы» вообще предстал обнаженным перед зрителями.

А как появилась губная помада? И почему первые помады приводили к летальному исходу? Рассказываем в статье:
История губной помады