Журнал «Правого Полушария Интроверта»

В чём смысл философии Эпикура?

Как жить в гармонии с самим собой и получать от жизни удовольствие? На этот вопрос знает ответ Эпикур. Разбираемся в его философии в статье.
Время чтения: 2 минуты

Как быть счастливым

Древнегреческий философ Эпикур известен как создатель течения эпикурейства. Он и его последователи видели истинное благо в наслаждении жизнью. С этой точки зрения эпикурейцев можно считать продолжателями идей гедонизма. Но если гедонизм видит в стремлении к удовольствиям единственную ценность жизни, то для Эпикура главное — избавление от страданий. По нему удовольствие ценно, лишь когда способно избавить от них. А прочие желания оказываются недостижимыми, потому что человек не может ими насытиться.
Благо для эпикурейцев — умение довольствоваться малым. Человеком, который может этого достичь, Эпикур считал мудреца. Это идеальная фигура, способная отделить себя от неразумного общества и пребывать в гармонии со своим внутренним миром. При этом мудрец не должен терять осмотрительности и благоразумия. Некоторые желания ведут к новым страданиям, а потому не стоят удовлетворения. Человек становится мудрецом, когда постигает умение быть спокойным и безмятежным.
О. Лелуар. «Гомер», 1841
Основные характеристики этого состояния — атараксия, то есть свобода от страхов, и апония, отсутствие боли. Занятия философией помогают человеку освободиться от суеверий, навязанных обществом. Боязнь смерти по Эпикуру бессмысленна: в ней отсутствуют любые ощущения, поэтому мы не воспринимаем ни себя, ни окружающих. Мы не испытываем страданий и боли, но от нас ускользают и все жизненные блага. Их следует искать там, где мы способны чувствовать: «Смерть не имеет к нам никакого отношения; когда мы есть, то смерти ещё нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет».
Смотрите видео-саммари «История философии», чтобы получить информацию об огромном количестве философов — от классических древних греков до современных мыслителей. А специально для читателей журнала открываем бесплатный доступ ко всем саммари по промокоду BLOG30. Он действует до 15 августа при регистрации в приложении и на сайте.

На пути к истине

Но как он определял то, к чему стоит стремиться? Эпикур развивал учение каноники и пытался определить с помощью него критерии истины. Первичными он считал ощущения, так как чувственное познание формирует субъективную реальность. Разум находится у чувств в подчинении: только благодаря ним он может образовывать мнение. Ошибочные суждения в этом случае вызваны нарушением восприятия.
Вторичные критерии истины — «предвосхищение», «претерпевание» и «образный бросок мысли». Предвосхищение — основанные на более раннем опыте ощущения, которые человек оценивает при помощи «претерпевания». А способность уловить содержание понятия или вещи есть интуиция, то есть «образный бросок мысли». Таким образом чувственное познание не только предшествует интеллектуальному осмыслению, но и прямо на него влияет.
Чувства руководят разумом

Парадокс исканий

Однако есть вещи, истинность которых познать нельзя. Например, природу зла, о которой рассуждал философ. Его теория получила название «Парадокс Эпикура». Предметом размышлений был следующий вопрос: если бог настолько добр и всемогущ, почему он не лишит людей страданий? Эпикур поставил под сомнение абсолютную доброту божественного начала. Ведь если высшие силы были к людям однозначно благосклонны, зла не существовало бы. Это логическое противоречие стало известно как «Проблема зла» и дошло от античности до наших дней.
О счастье с точки зрения гедонизма читайте в нашем материале:
Власть удовольствий? Что такое гедонизм
ФИЛОСОФИЯ