Время чтения: 3 минуты
Первый эксперимент
Скульптурой художник начал увлекаться в годы творческих поисков: более половины всех скульптур он создал в период с 1899 по 1910 годы. Первой была учебная копия с «Ягуара, пожирающего зайца» Антуана-Луи Бари 1850 года. Работал он над ней два года, пытаясь добиться передачи животной ярости хищника, вгрызающегося в добычу.
![](https://static.tildacdn.com/tild3761-3131-4061-a335-396132363962/_2.png)
Уже в этой работе виден новаторский подход Матисса к форме: вместо того, чтобы достоверно скопировать облик животного, он сконцентрировался на мощи и тяжести его тела.
Узнайте больше о том, как художники XX века создавали шедевры может каждый. Ловите нашу готовую программу курсов, чтобы научиться понимать современное искусство!
![](https://static.tildacdn.com/tild3737-6363-4232-b730-333364313638/_.png)
Почему скульптура
Работая со скульптурой, Матисс, по его словам, «отдыхал» от живописи и параллельно решал проблему формы, которая стояла перед современными художниками.
![](https://static.tildacdn.com/tild6363-3537-4237-a631-353361343033/_3.png)
О многом говорит его метод: Матисс периодически надевал на глаза повязку, чтобы воспринимать скульптуру исключительно руками. Он не стремился к совершенству. Ему была важна осязаемость, выразительность, цельность формы. И именно поэтому он очень быстро пошел по пути её упрощения.
![](https://static.tildacdn.com/tild3764-6538-4964-a361-336430653237/_4.png)
Известно, что «Серпантину» Матисс создал во время работы над «Танцем». Эта скульптура далека от натуралистичности. Её фигура и конечности тонкие, вытянутые, тело более гибкое. На эту скульптуру художника вдохновила фотография девушки из журнала, «немного полной, но очень гармоничной в своей форме и движении».
L'Etude academique — журнал с позирующими моделями для художников, которым не хватало средств для найма живой натуры.
Тот же путь он проделывает и в живописи.
«Радость жизни» и скульптура
В 1906 году Матисс представил публике картину «Радость жизни», которая теперь считается одним из столпов модернистского искусства. Одновременно с её написанием Матисс экспериментировал со скульптурой, и найти очевидные параллели довольно просто.
![](https://static.tildacdn.com/tild3961-6439-4833-b462-326336393961/_5.png)
И в скульптуре, и в живописи он достиг пластической выразительности тел при, казалось бы, сильной упрощённости форм.
Занятие скульптурой помогало Матиссу и при создании «Танца».
Матисс и Сезанн
«Если Сезанн прав, значит и я прав» — с этими словами Матисс обратился к «Трём купальщицам» Сезанна, которых он купил у Амбруаза Воллара. Эту картину он затем использовал в качестве точки отсчета для серии скульптур и рельефов обнаженных фигур.
![](https://static.tildacdn.com/tild6230-6638-4466-a633-643738633964/_6.png)
![](https://static.tildacdn.com/tild6631-6331-4439-b764-623533623136/_7.png)
Особенно примечательна серия 1909–1930 годов, в которой Матисс работал с предельным упрощением форм. Правдоподобная передача натуры переходит к абстракции, и уже не остается ничего лишнего, кроме ствола-позвоночника и телесных масс.
Работа с портретом
Ещё одна интересная серия — «Жанетт» (1910–1916), состоящая из пяти голов разной степени абстрактности. Здесь мы видим тот же путь: от реалистичного портрета к упрощению и акцентировании отдельных характерных элементов. Матисс заявлял, что только так, отказавшись от имитации реального, можно вытащить наружу личность человека.
Матисс уделял этому виду искусства много внимания: ни над одной картиной он не работал так долго, как над скульптурами. Он искал новые способы выразительности, которые затем воплотил в живописи.
Понравилась статья?
Читайте ещё о творчестве Матисса здесь.
Удивительно, но многие художники, чьи картины коллекционеры сегодня приобретают за миллионы долларов, жили бедно. Смотрите видео нашего проекта и узнаете об одном из таких примеров:
Правое полушарие Интроверта