С картины «Плот Медузы» Теодора Жерико началась история французского романтизма. В качестве сюжета художник выбирает кораблекрушение фрегата «Медузы» у берегов Африки. Так в чем же смысл полотна? Рассказываем в статье.
Время чтения: 3 минуты.
Время чтения: 3 минуты.
Кораблекрушение «Медузы»
Крушение «Медузы» произошло 2 июля 1816 года. 147 человек сели на плот. В течение двух недель они страдали от голода. Известны даже случаи каннибализма. В итоге спаслись только 15 человек. Проходившее мимо судно подобрало их. Выжившие пассажиры описали эту трагедию в книге, что вызвало общественный резонанс. Оказалось, что капитан «Медузы» не имел достаточного опыта. Кроме того, судно не было подготовлено для долгого плавания. Жерико, узнав об этом кораблекрушении, соболезновал людям. Также он видел в этом символическое отображение судьбы французов после краха наполеоновской империи. Художник не только прочитал книгу выживших в кораблекрушении, но и познакомился с ними лично. Именно они позировали ему для картины. В госпитале Жерико писал трупы и даже части тела. Еще он попросил плотника «Медузы» сделать модель плота.
Сюжет картины
Стоит отметить, что «Плот Медузы» — это не только иллюстрация трагического события. Жерико хотел показать борьбу человека со стихией, страдания людей. Мы видим, что герои написаны в движении. Создается ощущение, что даже мертвые тела соскользнут и упадут в море. За счет этого появляется атмосфера тревоги. На лицах персонажей разные эмоции. Так, юноша еще не потерял надежду, он увидел спасательное судно и ждет помощи. А старик, наоборот, потерял веру и уже смирился со смертью. При этом Жерико не показывает бесчеловечность и жестокость героев. Здесь нет намека на их зверское поведение или каннибализм.
Художник изображает, как персонажи, которые уже потеряли надежду, видят судно «Аргус». Это самый захватывающий и эмоциональный в момент в этой истории. Живописец долго думал над композицией, именно поэтому создал большое количество эскизов.
Общечеловеческая трагедия
На первом плане мы видим обнаженных мертвецов. Это отсылка к традиционным темам «Танец смерти» и «Триумф смерти». Смерть намного страшнее, когда люди не оплакивают мертвецов. Жерико изображает не изможденных персонажей, а настоящих атлетов. Дело в том, что он расширил рамки трагедии до общечеловеческой.
Художнику удалось соединить контрастные темы: мертвые и живые, надежда и отчаяние. Перед выставкой полотна собрали в фойе Итальянского театра. Жерико увидел свою картину и решил переписать нижнюю левую часть. Он переделал ее прямо в фойе театра — добавил фигуру человека, который стоит за отцом с мертвым сыном, и соскальзывающее в море тело (ему позировал Делакруа). Цветовая гамма работы мрачная с акцентами приглушенного красного цвета. Интересно, что сначала краски были более насыщенными, но со временем они потемнели.
Не успеваешь подготовиться к экзамену по истории искусства, но при этом мечтаешь сдать его на «5»? Быстро подготовиться к экзамену тебе поможет саммари «Главное о классической живописи: от Рубенса до Делакруа». Специально для читателей Журнала мы дарим промокод BLOG30, который даст бесплатный доступ ко всем саммари на месяц.
На картине «Девятый вал» Айвазовский тоже показывает борьбу человека со стихией. Рассказываем о полотне в статье:
В чем смысл картины «Девятый вал» Айвазовского?