До конца акции осталось:
Новогодняя распродажа!
Все курсы за полцены
Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Почему День Мертвых в Мексике — веселый праздник?

В популярной культуре давно сложился образ человека в костюме черепа с широкополой шляпой, символизирующий мексиканский День Мёртвых. Но откуда пошёл этот праздник? Почему происходят ежегодные гуляния? Рассказываем в этой статье.
Время чтения: 6 минут.

Приложение для саморазвития. Скачать

История праздника

День Мертвых, El Día de Muertos, в Мексике имеет глубокие исторические корни, связанные с древними мексиканскими цивилизациями и их представлениями о смерти. Происхождение этого праздника можно проследить до предшествующих ему традиций и обрядов, которые охватывали весь регион Мезоамерики.
Ацтеки и другие народы, жившие на территории современной Мексики, считали смерть неотъемлемой частью жизни. Когда человек умирает, он отправляется в Чикунатлан, Страну мертвых. Там он должен пройти долгую дорогу до места последнего отдыха. Поэтому их ритуалы включали в себя оставление на могилах умерших пищи, воды и разных инструментов, которые помогут им на этом пути.
С приходом испанского завоевания и католицизма традиции и верования мексиканского населения смешались с христианскими обрядами. Это привело к слиянию ацтекского праздника Миктлантекутли и католического праздника Всех Святых, отмечаемого 1 ноября. День Мёртвых стал праздноваться в начале ноября. Празднуют два дня: 1 ноября — День маленьких ангелов (Día de Angelitos), когда почитают усопших детей и младенцев. 2 ноября — собственно сам Día de los Muertos, когда поминают умерших взрослых. Иногда начинают праздновать 31 октября, особенно в регионах, близких к американской границе: здесь смешиваются Хэллоуин, католический День Всех Святых, и День Мёртвых.
В наше время День Мертвых представляет собой уникальное смешение ацтекских и христианских традиций, а также отражает особенности культурных групп, проживающих в разных регионах Мексики. Традиции празднования могут отличаться от штата к штату, в зависимости от региона и доиспанской культуры региона. В Оахака-де-Хуарес отдают предпочтения карнавальным шествиям. В долине Мехико — доминирует украшение алтарей и домов усопших.
Пример алтаря
В 2004 году "День мертвых" был признан ЮНЕСКО достоянием человечества и внесён в список шедевров устного и нематериального культурного наследия человечества. В речи, произнесённой при присвоении этого статуса, проговорили, что этот праздник — «одно из наиболее актуальных представлений о живом наследии Мексики и мира, а также одно из старейших и сильнейших форм культурного самовыражения среди коренных народов страны».

Символы

Главные символы празднества — яркие и красочные костюмы скелетов, алтари и бархатцы.
Костюмы называются Катринами. Слово «катрина» является формой женского рода слова catrín, что означает «франт». В начале XX века Хосе Гуадалупе Посада создал гравюру «Калавера Катрина», или «Череп Катрины». Изначально фигурка, изображённая в украшенной цветами шляпе, модной в начале столетия, была карикатурой. Посада был известен своими карикатурами на высшее общество, которое не обращало внимание на проблемы низших классов. И «Череп Катрины» символизировал, что даже богатые, имеющие доступ к высшей моде, люди смертны. Смерть придёт за каждым.
Хосе Гуадалупе Посада. Гравюра «Калавера Катрина», 1910
В этом угадывается европеизированное влияние «плясок смерти». Этот символ тоже произошёл от гравюр, где изображались люди всех сословий, танцевавшие рука об руку со смертью и её компаньонами-скелетами.
Алтари, посвящённые покойным, — тоже важная часть традиции. Их устанавливают в домах и на кладбищах, украшают фотографиями, связанными с покойниками предметами, любимой едой и напитками усопших. Это приглашение для ушедших обратно на землю, чтобы они провели время с семьёй и друзьями по эту сторону. Важна вода, так как духов мучает жажда после путешествия. Второй обязательный атрибут — специальный сладкий хлеб мертвых (pan de muertos).
Бархатцы — яркие оранжевые цветы, которые считаются мостом между мирами живых и мёртвых. Ими украшают алтари, могилы и дороги.

Почему всем весело?

В День Мёртвых на улицы выходят люди, переодетые в костюмы. Красочные уличные шествия проходят по-разному. В одних местах страны они проходят в виде похоронных шествий — люди устраивают мрачные факельные процессии. В других люди предпочитают веселиться — петь, пить и танцевать. Вместо того чтобы скрывать или отрицать смерть, мексиканцы находят в ней силу для празднования жизни.
Есть и другая причина такого настроения праздника. Она связана с коммерциализацией культуры и стремлением привлечь туристов. В Мехико, например, каждый год проходят громкие и яркие празднества, а городские карнавалы и шествия уже стали легендарными — люди стекаются в город для того, чтобы принять участие в этом празднестве. Естественно, что позитивный праздник воспринимается гораздо лучше, чем связанный с негативными коннотациями и болезненными воспоминаниями. Культурное наследие причудливо переплелось с экономическими факторами, благодаря чему получился тот праздник, который знаком нам сегодня.

В популярной культуре

День Мёртвых стал важным культурным событием, а его уникальная символика, традиции и настроение вдохновляют художников, писателей, режиссеров и дизайнеров создавать произведения, связанные с этим праздником. Например, мультфильм «Тайна Коко» действие происходит в день праздника. Это история о табу, памяти, семье и любви, которая разворачивается одновременно в двух мирах: в мире живых и среди духов предков, куда герой попадает по стечению обстоятельств. Усопшие помогают главному герою вернуться домой и раскрывают семейные тайны.
«Тайна Коко»
В «Книге жизни» Хорхе Гутьерреса тоже исследуются мексиканская культура и традиции, включая День Мёртвых. Красивый визуал идёт бок о бок с широкими фольклорными заимствованиями, а история учит любить вопреки всему.
КУЛЬТУРОЛОГИЯ