Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Незнайка — философ?

ЛИТЕРАТУРА ФИЛОСОФИЯ
Наверное, каждый в детстве читал книги Николая Носова о Незнайке. Но кто-нибудь задумывался о том, что на самом деле Незнайка — настоящий философ, который пользуется тем же методом, что и Сократ, и почти цитирует Ницше? Подробнее об этом говорим в статье.

Время чтения: 5 минут.

Сократ и Незнайка

«Я знаю, что ничего не знаю», — известное изречение, которое приписывают Сократу. Что это значит? Дело в том, что нам часто кажется, что мы что-то знаем. Но если бы Сократ задал нам несколько наводящих вопросов, мы бы точно зашли в тупик и обнаружили, что на самом деле мало что понимаем. Таким образом, сама мысль, будто нам что-то известно, оказывается ложной и к тому же не дает нам разобраться в теме. Так что признание своего незнания говорит о мудрости и стремлении к истине.

Это стремление есть и у Незнайки. Уже само его имя намекает, что он, как и Сократ, ничего не знает. Все остальные коротышки что-то знают и умеют. Винтик и Шпунтик — механики, Гусля — музыкант, Тюбик — художник, Пилюлькин — доктор. А Знайка и вовсе может похвастаться производством нового знания. Один Незнайка таков, каков есть, — без общественно одобряемых умений и талантов.

Однако он не собирается мириться с таким положением дел. Он готов примерить на себя роль художника, поэта и музыканта, чтобы найти свое призвание, и для этого обращается за помощью к профессионалам. Но что Незнайка узнает о своих соседях? На практике оказывается, что они не так уж сведущи в тех областях, в которых считают себя специалистами.

Экзистенциальный кризис

Незнайка оглядывается на мир вокруг и понимает, что каждый житель Цветочного города находится на своем месте: все, кроме него, нашли свое призвание. Из-за этого он испытывает самый настоящий экзистенциальный кризис.

Слово «экзистенция переводится с латинского как «существование», а экзистенциальный кризис значит «кризис существования».

Именно этим объясняются философские поиски Незнайки и его метания от музыки до починки автомобилей. Этими же причинами объясняется и то, что Незнайка любит приврать. Как, например, в случае с воздушным шаром: он приписывает это изобретение себе, потому что, попав в новый коллектив, он хочет выдать себя за того, кем не является. Он поступает так из-за того, что сам не может понять, кто он на самом деле. Другие тем более на это не способны, ведь все мы ограничены языковыми средствами, каналами коммуникации, личным опытом, воспитанием.

Еще один интересный сюжет из жизни Незнайки связан с его взглядом на мир. Точнее, с его стихами и творческим потенциалом. Он всерьез полагает, что для того, чтобы сохранить рифму в стихотворении, вполне приемлемо сочинять неправду. Для Незнайки в этом и заключается сочинительство: в фантазировании и придумывании. Его утверждение о том, что «правду и сочинять нечего, она и так есть» вполне достойно сравнения с заключением древнегреческого философа Парменида: «Бытие есть, а небытия нет». Бытие Парменида, как и правда Незнайки, существует в единственном экземпляре.

Почему же у Незнайки и его знакомых такие разные взгляды на искусство? Вывод прост: в Незнайке преобладает дионисийское начало.

Аполлоническое и дионисийское

Жители Цветочного города, окружающие Незнайку, между собой довольно похожи: хотя они могут во многом не соглашаться, они всё же способны друг друга понять. Другое дело — Незнайка. Его воспринимают как возмутителя спокойствия и неуравновешенного коротышку. И он действительно такой: музыка — какофония, требующая роста над собой, а в любой автомобиль он садится всего один раз, потому что каждая поездка заканчивается аварией.

Из-за чего это происходит? Фридрих Ницше сказал бы, что в коротышках Цветочного города сильно аполлоническое начало. Они представляют собой порядок, гармонию, самоограничение, они лишены свободы дикого порыва и страсти. Незнайка не такой, как они: в нем проявляет себя начало дионисийское: первобытный хаос, ужас, опьянение своими возможностями, экстаз, забытье, растворение всего себя в процессе.

Таков уж Незнайка: всё, что он делает, — хаотично, чрезмерно, будто непропорционально его собственным размерам. Он во власти собственного бытия творит что-то подлинное, новое и необъятное. Другой вопрос, что все вокруг него совершенно не могут воспринять это адекватно, ведь с их точки зрения он ведет себя дико в прямом смысле этого слова.
Завтра экзамен по философии, и на подготовку одна ночь? Решение есть! Открывай наше саммари «История философии: от античности до наших дней». В нем рассказываем о методе Сократа и не только. По промокоду BLOG30 тебя ждет бесплатный доступ ко всем саммари на целый месяц, не забывай вводить его при регистрации в поле «Ввести промокод».
Поясняем за Виктора Драгунского в статье:

Зачем читать «Денискины рассказы»?