До конца акции осталось:
Исполни мечту — подари обучение. Выбери курс в подарок
Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Как появился артхаус?

Сейчас фестивальное кино всё чаще получает крупные награды и бьет рекорды по кассовым сборам. Но что такое «интеллектуальное» кино, чем оно отличается от массового и как появилось? Разбираемся в статье.

Время чтения: 4 минуты.
Приложение для саморазвития. Скачать

Что это?

Артхаус, или арт-кино — это направление в кинематографе, которое начало формироваться в ХХ веке как ответ на коммерческое и массовое кино. Изначально артхаусом называли американские кинотеатры, репертуар которых состоял из всего того, что нельзя было увидеть в обычных кинотеатрах: классических довоенных голливудских лент, киноэкспериментов, а еще фильмов иностранного (не американского) и местного независимого производства.
С тех пор у термина так и не появилось четкого определения, но главный критерий арт-фильмов — их редкость, новаторство и недоступность. Особенность артхауса заключается в том, что он стремится к экспериментам в искусстве кино, предлагая зрителю нестандартные сюжеты, глубокую психологизацию персонажей и уникальный визуальный стиль.
Это направление часто ассоциируется с независимым кинематографом, где режиссеры имеют большую свободу творчества и могут реализовать свои самые смелые идеи. Артхаус отличается особой атмосферностью, фокусом на внутренний мир героев, а также часто содержит символические и аллегорические элементы.
С развитием киноиндустрии артхаус стал важной частью культурного ландшафта, предоставляя альтернативу традиционным голливудским блокбастерам и расширяя границы кинематографического искусства.

Развитие артхауса

Ранний артхаус (начало ХХ века). Зарождение артхауса произошло в Европе как реакция на коммерциализацию кино еще до появления специализированных кинотеатров в США. Ранние представители, такие как французский кинематографист Жорж Мельес и русский режиссер Сергей Эйзенштейн, использовали кино как средство художественного выражения, экспериментируя с монтажом и визуальными эффектами.
Артхаус после Второй мировой войны (1940–1950-е годы). В этот период в Европе и Азии появились новые таланты, стремившиеся показать реальность послевоенного мира. Итальянский неореализм (Витторио Де Сика, Роберто Росселлини) и французская новая волна (Жан-Люк Годар, Франсуа Трюффо) выявили новые подходы к сторителлингу и стилю.
Расцвет артхауса (1960–1970-е годы). Этот период ознаменовался расширением границ артхауса за пределы Европы. В Америке режиссеры, такие как Стэнли Кубрик и Ингмар Бергман, внесли свой вклад в развитие жанра. Фестивали независимого кино, такие как Каннский и Венецианский кинофестивали, начали признавать и продвигать артхаусные фильмы.
Современный артхаус (1980-е годы – настоящее время). В этот период артхаус стал более доступным благодаря развитию независимого кинопроизводства и распространения. Современные артхаусные режиссеры, такие как Вонг Кар-Вай, Михаэль Ханеке и Ларс фон Триер, исследуют разнообразные темы, от социальных вопросов до сложных человеческих эмоций, часто используя инновационные визуальные и повествовательные техники.
Любовное настроение, 2000
Артхаус продолжает оставаться значимым элементом кинематографического искусства, предлагая аудитории альтернативу мейнстримному кино и предоставляя платформу для экспериментов и творческой свободы.

Артхаус сегодня

Современные артхаусные режиссеры активно используют новые технологии, такие как цифровое кино и визуальные эффекты, чтобы создавать уникальные визуальные стили и развивать сторителлинг новым способом.
Дом, который построил Джек, 2018
Благодаря глобализации артхаус стал более разнообразным в культурном отношении. Появляются фильмы, сочетающие в себе элементы разных культур, и режиссеры со всего мира приносят в жанр свое уникальное виденье.
Современный артхаус часто сочетает в себе элементы различных жанров, размывая границы между артхаусом и коммерческим кинематографом.
КИНЕМАТОГРАФ