До конца акции осталось:
Новогодняя распродажа!
Все курсы за полцены
Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Философия смеха

Исследование природы смеха стоит на границе между медициной и философией. Влияние смеха на здоровье человека изучает наука гелотология, но в связи с ней обычно не рассматривают причины его появления. В статье мы попробуем углубиться философию и понять, почему из всех доступных реакций иногда мы выбираем именно рассмеяться.
Время чтения: 5 минут.

Приложение для саморазвития. Скачать

Двое из ларца

Смех — реакция, возникающая в ответ на раздражитель или стимул. Мы воспринимаем смех как положительное явление и сплочающий фактор в межличностных коммуникациях. Это неслучайно: во время смеха в организме человека вырабатываются эндорфины, а уровень гормонов стресса, адреналина и кортизола, падает, из-за чего мы чувствуем себя приподнятыми, энергичными и работоспособными. Большую роль в формировании смеха играет особая группа зеркальных нейронов мозга, единственная роль которых — распознавать улыбки и смех. Именно поэтому нам сложно не засмеяться, если вокруг царит атмосфера веселья.
Важно различать смех как реакцию на физический раздражитель и как психологический феномен. Многие исследователи, среди которых и шотландский ученый Джеймс Битти, предлагают «дуалистическую теорию смеха», разделяя его на следующие разновидности:
  • «Животный смех», или смех от щекотки.
  • «Сентиментальный смех», вызванный психологическими причинами.
Джеймс Битти
По мнению немецкого писателя Жана Поля, появление смеха предшествует юмору. Исследования показывают, что смех впервые возник у общего предка человека и человекообразных обезьян более 10 млн. лет назад, в то время как способность к членораздельной речи у первых представителей рода homo сформировалась значительно позже, около 2 млн. лет назад. С этой точки зрения можно предположить, что эмоциональный смех искусственно воссоздает в организме человека процессы, вызванные смехом от щекотки.

Комическое

В 1900 году французский философ Анри Бергсон опубликовал текст «Смех: Эссе о значимости комичного», в котором рассуждал о психологическом смехе. Он попытался определить категории комического и понять, почему юмор в принципе нас смешит.
Он утверждает, что комическое выбивается из привычного порядка жизни и противоположно одному из ее свойств — механичности. Комическое существует только внутри человека и возможно в том случае, когда он в той или иной степени дистанцируется от ситуации. Можно выделить несколько общих принципов комического по Бергсону:
  • Нагнетание и подавление эмоций посредством повторения: упорство человека в том, чтобы не рассмеяться нагнетается многократным повторением слов или действий, за счет чего усиливается эмоциональный отклик. Эту идею философ образно представлял в виде пружинки, которую сжимают перед тем, как она раскроется.
  • Разрешение неразрешимого: смех предстает коллективной попыткой выйти из неразрешимой ситуации, которая развилась по незначительной причине. По Бергсону этот принцип напоминает несущийся с горы и постепенно увеличивающийся в размерах снежный ком.
  • Игра на контрастах: здесь смех служит закономерной реакцией людей на несоответствие ситуации или объекта устоявшимся представлениям о них.
Удачный пример работы этих принципов — восьмой выпуск мультика «Ну, погоди!», в начале которого Волк, сокрушаясь от того, что Заяц в очередной раз от него ускользнул, громко восклицает, сидя на снежной горе. Он ожидает, что на него обрушится лавина, но этого не происходит, поэтому он произносит свою коронную фразу всё тише, пока не переходит на шепот. Именно в этот момент лавина наконец сходит.

Дополнительные детали

Как осмысляли смех другие философы? Томас Гоббс, например, считал смех «оружием мирного времени». В первобытных временах главной задачей человека была борьба за свою жизнь и ресурсы. В современных индустриальных обществах необходимость выживать перестала быть актуальной, однако стремление установить превосходство над другими осталось. Один из мирных способов этого добиться — высмеять оппонента.
Томас Гоббс
Для Фридриха Ницше смех — инструмент освобождения от навязанных ценностей. Сделать смешным то, что подавляет и сковывает означает обрести самодостаточность. Человек дистанцируется от объекта смеха и уходит из зоны его контроля.
По мнению британского мыслителя Артура Кестлера, смех есть «канал наименьшего сопротивления». Смеясь, мы принимаем ситуацию, которая кажется нам противоречивой и неестественной. Это помогает экономить психологические и эмоциональные ресурсы и посмотреть на ситуацию со стороны.
ФИЛОСОФИЯ