Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Какова роль внесценических персонажей в комедии «Горе от ума»?

Иван Гончаров говорил, что внесценические персонажи создают «и картину нравов, и галерею живых типов». Их можно разделить на группу Фамусова и группу Чацкого. Так что же они собой представляют? Разбираемся в статье.

Время чтения: 3 минуты.

«Упал он больно — встал здорово»

Внесценические персонажи углубляют конфликт пьесы, а также показывают жизнь столичного дворянства. Стоит отметить, что это новаторство Александра Грибоедова. Большинство внесценических персонажей относят к лагерю Фамусова. Например, среди них выделяется его дядюшка — Максим Петрович. Он верно служил царице, сделал хорошую карьеру, так как льстил ей и угождал. Фамусов акцентирует внимание на его карьерном росте: «Упал он больно — встал здорово». Грибоедов показывает, что представители «века минувшего» поднимались по служебной лестнице в ущерб личному достоинству. Они не думали о чести и благородстве. Чацкий осуждает такое поведение. Идеалы Фамусова ему чужды.
Фамусов восхваляет и Кузьму Петровича, который устроил жизнь своим детям и родственникам: «Богат, и на богатой был женат»; «Пережил детей, внучат».

Представители «века минувшего»

Фамусов упоминает и дам. Так, он боится княгиню Марью Алексеевну, которая имеет большую власть в обществе. Также мы узнаем о Татьяне Юрьевне, которая знает «чиновных и должностных». Фамусов подчеркивает, что у дам тоже есть большое влияние. Хотя мы понимаем, что они пусты и глупы.
«Горе от ума», 1977 год
В пьесе описаны и представители среднего дворянства: «черномазенький, на ножках журавлиных», «трое из бульварных лиц». С помощью них Грибоедов показывает, что они пытаются подняться по карьерной лестнице с помощью услужливости, лести, раболепия. Фамусов восхищается такими персонажами, что говорит о его ограниченности. Он и сам добился высокого положения в обществе с помощью угодливости и выгодной женитьбы. Именно поэтому Фамусов и заискивает перед Скалозубым, который «не нынче — завтра генерал».

Представители «века нынешнего»

Мы понимаем, что Фамусов и его окружение боятся образованных и умных людей. Они считают, что представители «века нынешнего», к которым относится в том числе Чацкий, могут заменить их. Представители «века минувшего» опасаются перемен, так как они понимают, что сами они ничего не могут и не умеют, и без крепостных они бы не справились. Именно поэтому в финале комедии они и обвиняют Чацкого в сумасшествии.
«Горе от ума», 1977 год
Стоит отметить, что Чацкий в своих взглядах не одинок. У него есть внесценические единомышленники. Так, брат Скалозуба оставил службу, начал читать в деревне книги. Его можно отнести к представителям «века нынешнего». Кроме того, есть племянник княгини Тугоуховской — князь Федор. Он химик, ботаник и «чинов не хочет знать». Они имеют прогрессивные взгляды и не хотят мириться с порядками, принятыми в фамусовском обществе.
Внесценические персонажи углубляют конфликт комедии, раздвигают стены особняка Фамусова, создают образ эпохи и раскрывают внутренний мир главных героев.
Скоро экзамен по литературе, а у тебя на руках список из 20 непрочитанных произведений? Не спеши впадать в панику! Получи краткую выжимку основных книг в саммари «История русской литературы». Если введешь «BLOG30» в поле «Ввести промокод» при регистрации, то тебя ждет бесплатный доступ ко всем саммари на целый месяц.
«Не умничай!», — гласит народная мудрость. Чацкий, главный герой пьесы «Горе от ума», точно не следовал этому. О том, что из этого вышло, читайте в нашей статье:
Как понимать пьесу Грибоедова «Горе от ума»
ЛИТЕРАТУРА