Очень много красоты, ностальгия по молодости и усталость — в статье рассказываем, с какими темами работает Паоло Соррентино.
Время чтения: 3 минуты
Приложение для саморазвития. Скачать.
Приложение для саморазвития. Скачать.
Усталый немолодой герой
Во многих фильмах Соррентино мы видим похожего главного героя. Это немолодой мужчина, которому вся эта светская жизнь абсолютно понятна. Он кажется равнодушным, ничего не принимает близко к сердцу, над всеми подшучивает. На самом же деле ему горько осознавать, что все важное в его жизни уже произошло. А он так и не понял, зачем все это было и в какой момент он себя потерял. Часто эту роль играет Тони Сервилло, с этим актером Соррентино работает уже больше 20 лет.
«Совершенно незаметно мы переходим из возраста, когда говорим, моя жизнь будет такой-то, в возраст, когда мы говорим, такова жизнь», — Шайенн из фильма «Где бы ты ни был».
Папа Пий XIII (Джуд Лоу, «Молодой Папа») тоже часто отгораживается от мира. Он закрывает глаза, чтобы погрузиться в собственные мысли и воспоминания. Исключением является новый фильм Соррентино «Партенопа». Здесь в центре истории молодая женщина, которая олицетворяет Неаполь, город, где родился режиссер.
Контрасты
Соррентино часто рассказывает про своих героев через противопоставления: старости и молодости, красоты и уродства, чистоты и порока. После одной из роскошных вечеринок Джеп Гамбарделла из «Великой красоты» встречает монахиню, собирающую апельсины. Он наблюдает за ней, потому что его привлекает ее тихий образ жизни. В «Друге семьи» уродливый ростовщик Джеремия касается красивой девушки, якобы для того, чтобы починить платье. В «Лоро» двадцатилетняя девушка отчитывает семидесятилетнего Берлускони за происходящее на его вилле. В фильме «Молодость» знаменитый композитор Фред подсказывает начинающему скрипачу, как правильно держать руку.
Комическое в фильмах Соррентино также строится на этих противопоставлениях. Так он шутит над своими героями. В «Великой красоте» Святая Мария сидит на троне и болтает ногами, которые не достают до пола. В «Изумительном» чиновники из правительства Джулио Андреотти идут по галерее как бандиты из фильма Тарантино «Бешеные псы». А папа римский Пий XIII в «Молодом Папе» надевает роскошное парадное платье под бодрое I'm Sexy and I Know It.
Искусство
В Италии искусство повсюду. Архитектура, живопись, скульптура и музыка формируют вкус, но и давят своим величием. Современный художник кажется крошечной букашкой в этой огромной вековой красоте. Выход, который нашел Соррентино, — сделать искусство своим соавтором.
Герои Соррентино редко проводят время в пустых пространствах. Чаще они окружены картинами, скульптурами или зданиями. При этом временные и пространственные рамки безграничны: от Венеры Виллендорфской из палеолита в «Молодом Папе» до абстракционизма в «Последствиях любви».
Работы Соррентино так насыщены живописью и скульптурой, что многие из этих объектов смогут распознать только специалисты. Но зрителю не обязательно знать автора и название работы, чтобы понять смысл. Например, в кадре из фильма «Изумительный» герой сидит под картиной, из-за которой его голова выглядит неестественно большой. Это и смешно, и жутко одновременно.
Работы Соррентино так насыщены живописью и скульптурой, что многие из этих объектов смогут распознать только специалисты. Но зрителю не обязательно знать автора и название работы, чтобы понять смысл. Например, в кадре из фильма «Изумительный» герой сидит под картиной, из-за которой его голова выглядит неестественно большой. Это и смешно, и жутко одновременно.
Итак, за три минуты чтения статьи ты узнал, что Паоло Соррентино:
- Часто делает немолодого уставшего мужчину главным героем фильмов
- Строит рассказ на контрастах: красивое и безобразное, юное и старое, мимолетное и вечное
- Важное место отводит архитектуре, скульптуре и живописи