Журнал «Правого Полушария Интроверта»

В чём феномен Фриды Кало

Девушка, которая оказалась на всю жизнь прикованной к инвалидному креслу и кровати из-за трагической аварии, коммунистка, жена первого художника Мексики, «певица национальной свободы», коллекционер искусства доколумбовой эпохи — всё это о Фриде Кало.


Она известна не столько как художница, сколько как личность, которая прошла через сложнейшие испытания и сохранила любовь к жизни. Свою боль, жизнь, измены, политические устремления она, как в личном дневнике, запечатлевала на своих полотнах.


Если оценивать её картины исключительно с искусствоведческой точки зрения, то окажется, что их вряд ли можно назвать выдающимися. Что же тогда важнее в оценке творчества — картины или личная история художника? И в чём секрет успеха Фриды? Давайте разбираться.


Время чтения: 4 минуты


Приложение для саморазвития. Скачать

Женщина


Когда мы говорим о первой половине ХХ века, нужно понимать особенность положения женщины — «женщина за мужчиной». В этом отношении очень показательна статья, вышедшая в 1933 году в The Detroit News, которая гласила: «Жена мастера фрески восторженно балуется живописью».


Даже пять лет спустя, когда в 1938 году проходит её первая персональная выставка в Нью-Йорке, Time напишет: «Первая выставка немецко-мексиканской жены известного художника Диего Риверы, Фриды Кало, заставила на этой неделе трепетать весь Манхэттен». В это же время в Vogue печатают три её работы, целый разворот и обложку, посвящая всё это экстравагантному облику художницы. И Фрида становится настоящей сенсацией в Америке именно как женщина-художница, коммунистка, мексиканка.


Мексиканка


За рубежом образ и творчество Фриды Кало прежде всего воспринимались как экзотика. Андре Бретон, автор «Манифеста сюрреализма», описывая свои впечатления о Мексике, скажет, что там он нашёл «врожденное чувство поэзии и искусства, потерянный секрет, который европейцы отчаянно ищут».



Этот секрет кроется в наивных, простых работах, в которых художница не ориентируется на европейскую традицию. Она использует яркие цвета и подчеркнуто упрощённые формы, отдавая дань мексиканскому народному искусству — табличкам ретабло.


Эти таблички до сих пор используются мексиканцами как знаки благодарности святому: непрофессиональный художник изображает событие, за которое он благодарен, и сопровождает его парой пояснительных предложений, чтобы каждый понял, о чём идет речь. Этим и объясняется специфика живописного языка Фриды Кало.




Вместе с Диего Ривера они первыми стали коллекционировать подобные предметы народного творчества, организовывать раскопки с целью сохранения памятников доколумбовой эпохи, тем самым подкрепляя важную для коммунистической партии идею национального самосознания и обращения к культурному наследию.


Коммунистка


В 1929 году Фрида Кало вступает в Мексиканскую коммунистическую партию. Вместе с мужем Диего они появляются на каждом партийном шествии, а одно из них — демонстрация 1 мая 1954 года — станет для художницы фатальным: она простудится и вскоре скончается от воспаления легких.


Она будет писать портреты Сталина и жалеть, что не смогла с ним встретиться. Идея сильной женщины, которую Фрида транслировала через искусство и жизнь, связана с политической свободой и равенством, свободой своей страны, а не просто борьбой за права женщин, которую подразумевает феминизм.


Личная драма


Когда мы говорим о произведениях художников XVII–XIX веков, мы не используем фразы «авторская позиция», «личная драма», «личное мнение». Мы смотрим на технику, на мазок, на то, как точно передан тот или иной образ реальности. Нас редко эпатирует предмет изображения, а художник не обращается к нашему личному, интимному и сокровенному.



Работы Фриды в период расцвета её творческой манеры (1930–1940) могут показаться слишком наивными или непрофессиональными. Однако они рассказывают о личной драме со всей физиологической откровенностью. Переломы, потеря ребёнка, физическая и душевная боль становятся темами, которые никогда ранее не рассматривались в искусстве.


В случае Фриды Кало личность важнее произведений. Фрида — это первая художница, которая показывает именно свою личную историю, пронзительно, дерзко и откровенно. Она рассказывает через свои картины о родной Мексике, о политической борьбе, о взаимоотношениях с Диего, с собственным телом, о невозможности реализовать свои мечты. Человеческая основа, открытая в её произведениях, отсутствие стеснения, кровь, боль, смерть и ужас заставляют трепетать сердце каждого зрителя.


И выходит, что её мастерство уходит далеко на задний план. Неважно, как это написано, важно то, о чём это нам рассказывает. Именно так можно ответить искусствоведам, у которых имя Фриды Кало вызывает скепсис.




Правое полушарие Интроверта

2020-08-11 15:00 ЖИВОПИСЬ ИСКУССТВО