Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Как появилось художественное кино?

Жорж Мельес по праву считается основоположником игрового, или художественного, кино. О том, как фокусник стал режиссером, рассказываем в статье.

Время чтения: 5 минут.

От фокусов к кино

Мари-Жорж-Жан Мельес родился 8 декабря 1861 года в семье владельца успешной обувной фабрики. Казалось бы, его путь предначертан, он продолжит дело отца, но страсть к искусству и мечта стать художником повели его по другому пути.

Посчитав, что сын прожигает свою жизнь зря, отец отправил Мельеса в Лондон для изучения английского языка. Там Мельес, завязав знакомство с иллюзионистом Дэвидом Девантом, погрузился в мир фокусов и иллюзий. По возвращении в Париж, он приобрел театр белой магии «Робер Удэн». Однако, осознав, что его номера устарели, Мельес начал поиск новых идей для привлечения публики.
Родоначальники кинематографа — братья Люмьер
В 1895 году Мельес посетил первый кинопоказ братьев Люмьер. Увиденное его впечатлило, и он пожелал купить синематограф для своего театра. Хотя его попытка купить изобретение в тот же день не увенчалась успехом, это встреча поменяла его жизнь. Позже ему удалось купить английский аппарат, театрограф, который он начал применять для кинопроекций в своем театре.

Открытие монтажа

В апреле 1896 года Мельес уже снимал короткие сценки и зарисовки из повседневной жизни. Однако ключевой момент в его творчестве произошел, когда во время съемок на парижской улице его камера дала сбой. Попытавшись решить проблему, Мельес восстановил съемку. После, проявляя пленку, он обнаружил удивительный эффект. Обычная улица превратилась в нечто странное: мужчины стали женщинами, дети — лошадьми, а омнибус, наполненный рабочими, превратился в катафалк. Мельес осознал, что случившееся было результатом прекращения съемки и ее возобновления с того же момента.
«Двести миль под водой, или Кошмар рыболова», реж. Жорж Мельес
Этот случай открыл ему мир монтажа. Он стал пионером в использовании этой техники, создав фильмы-фокусы, где с помощью монтажа и спецэффектов, он смог воплотить на экране невозможное: летающие головы, исчезающих людей, и объекты, меняющие свои формы и размеры. Мельес использовал монтаж не просто как технический прием, а как средство создания визуальной магии, которая стала его визитной карточкой.

«Путешествие на Луну»

Мельес быстро осознал потенциал кино и начал создавать повествовательные фильмы с фантастическими сюжетами. Важной вехой в истории кинематографа стал его знаменитый фильм «Путешествие на Луну» (1902).

Этот фильм выделяется своей новаторской подачей. Мельес использовал стоп-кадры, двойные экспозиции и другие эффекты, чтобы создать волшебные сцены, включая знаменитый момент, когда космический аппарат попадает в глаз Луны. Режиссер также играл с идеей оживления космических тел, придавая им человеческие черты.
«Путешествие на Луну» (1902)
В жанровом плане фильм скорее является фантастической комедией, пародируя такие произведения, как «Из пушки на луну» Жюля Верна (1865) и «Первые люди на луне» Герберта Уэллса (1901). Мельес изображает ученых в сатирическом ключе. Образ полета на Луну лишен практических целей и вызван исключительно любопытством. Мельес стал одним из первых режиссеров, кто создавал сценарии для фильмов и тщательно продумывал свои работы. «Путешествие на Луну» стало техническим триумфом своего времени и открыло для кино новые горизонты.
Хочешь разбираться в кино и понимать все пасхалки в фильмах Тарантино? На этот случай у нас есть для тебя саммари «История кино: от немых фильмов до Нетфликса». Здесь рассказываем, как развивалась киноиндустрия и какие фильмы стоит посмотреть. А с промокодом BLOG30 все саммари откроются бесплатно на 30 дней.
О том самом кинопоказе братьев Люмьер рассказываем в статье:

Каким был самый первый фильм?
КИНЕМАТОГРАФ