Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Как смотреть трилогию Кесьлёвского «Три цвета»?

Что скрывает снятая 20 лет назад трилогия в цветах французского флага? Разбираемся, о чем пытается рассказать режиссер и какие пороки общества вскрываются в этих фильмах.
Время чтения: 4 минуты.

Цвет тоски

Национальный девиз Франции — «свобода, равенство, братство». Вокруг первого слова этого изречения строится фильм. Главная героиня, Жюли, попадает в аварию вместе со своим мужем и дочерью. Она выживает, они — нет. С этого и начинается ее история, полная сложных выборов. Жюли получила своеобразную свободу: ее больше не сковывают узы брака, она вольна поступать с наследием мужа (известного композитора) так, как пожелает. Но эта свобода ей на самом деле была не нужна.
«Три цвета: Синий» (1993), реж. К. Кесьлёвский
Первая часть — в синем цвете. Традиционно это цвет тоски, холодный оттенок чего-то мертвого и болезненного. Жюли пытается справиться с потерей, но синий захватывает ее: она в светло-голубом бассейне, в синей комнате в опустевшем семейном доме, даже обручальное кольцо героини — сине-голубое. Меланхоличная музыка завораживает зрителя, и он вместе с героиней погружается в медитативную попытку переживания утраты.

Чистый лист

Следующий цвет — белый. Сюжет крутится вокруг пары, которая начинает все заново: Кароля и Доминик. Фильм начинается с того, что они разводятся. После этого Кароль вынужденно начинает новую жизнь, которая совершенно непохожа на его прошлые будни парикмахера. Но, в отличие от Жюли, его не захватывает печаль о несбывшемся: он видит перед собой возможности и пытается не упустить их. Он пытается стать кем-то, кто может впечатлить Доминик, равным партнером без проблем с заработком и здоровьем — в этом проявляется следующее слово из французского девиза.
«Три цвета: Белый» (1994), реж. К. Кесьлёвский
Первая часть близка к трагедии, а во второй проскальзывают комедийные моменты, поэтому мы видим сдвиг и отличия в манере рассказа, а не только в названии и сюжете. Долгие, почти нарочито затянутые сцены из «синей» части теперь сменяют более короткие и насыщенные экшеном кадры.
Пересоздание собственной жизни с нуля, месть и горько-сладкий финал — так работает фильм с белыми оттенками. Кроме общей нейтральной цветокоррекции, режиссер добавляет белоснежные акценты: свадебное платье, машину, птиц, мраморный бюст.
Как грамотно вписать символ в фильм? Кто и на каком этапе этим занимается? Получите готовое мнение от эксперта в видео-саммари «Основы сильного сценария: как работает драматургия». Напоминаем, что специально для читателей журнала открыли бесплатный доступ ко 500+ саммари на целый месяц. Введите промокод BLOG30 при оформлении подписки и слушайте их фоном, пока гуляете или занимаетесь домашними делами.

Яркие осознания

Заключительная картина — красная. Это последний фильм в карьере Кесьлёвского, история о взаимосвязях и братстве. Модель Валентина сбивает собаку и позже знакомится с ее хозяином Керном, судьей в отставке. Но это не история любви, это — рассказ о том, как под влиянием извне любой может измениться к лучшему. В лучших традициях «братства» главная героиня показывает Керну, что нельзя превозносить себя над другими (он незаконно прослушивает телефонные разговоры соседей), а тот, в свою очередь, учит ее, что не во всех ситуациях уместно напрямую раскрывать чьи-то тайны.
Красные элементы дизайна помещений, яркая фотосъемка и билборды с изображением Валентины, вино, машины, билеты — в этой части режиссер добавляет еще больше акцентного цвета по сравнению с предыдущими. Или детали более заметны, потому что мы знаем, что искать?
«Три цвета: Красный» (1994), реж. К. Кесьлёвский
Финальная часть трилогии во многом полагается на совпадения: соседи подслушивают разговоры друг друга, знакомые видятся в суде. Характеры персонажей активно развиваются, чего не скажешь о предыдущих частях: Жюли так и осталась памятником самой себе, а Кароль, несмотря на произошедшие с ним события, на метафорическом уровне вернулся в собственное начало.

Символы, связи, красные нити сюжета

С каждым из трех основных героев ассоциируются символические предметы из их прошлого — они никак не могут (да и не хотят) избавиться от них. В первом фильме это синие подвески с люстры, которые Жюли забирает с собой во время переезда. Для Кароля это украденная фарфоровая статуя, а для бывшего судьи Керна — ручка, которая в какой-то момент перестает работать.
Жюли видит часть судебного заседания, на котором рассматривают развод Кароля и Доминик, а Керн и еще один персонаж «красного» фильма работают там. Это здание суда — тоже метафора, предполагающая, что внимательный зритель поймет: ему предлагают осудить или оправдать героев.
Важно и то, что в финале трилогии все главные герои трилогий оказываются на одном пароме, который отправляется в Англию через Ла-Манш. Они попадают в бурю, но выживают. Что это значит? Решать зрителю.
Рассказываем про легендарный фильм Кубрика, который современники посчитали слишком сложным и непонятным:
Почему фильм «Космическая одиссея 2001 года» стал культовым?
КИНЕМАТОГРАФ