Журнал «Правого Полушария Интроверта»

О чем картина «Утро стрелецкой казни» Сурикова?

Полотно «Утро стрелецкой казни» Василия Сурикова произвело впечатление на современников и даже напугало их. На картине художник изобразил толпу москвичей и приговоренных к смерти стрельцов. В чем суть этой работы? Рассказываем в статье.

Время чтения: 3 минуты.

История создания картины

Василий Суриков работал над картиной несколько лет. Он был настолько погружен в ее сюжет, что даже по ночам ему снились казни. Когда Илья Репин увидел, как художник пишет картину, он предложил ему изобразить казненного. Суриков согласился: «Как он уехал, мне и захотелось попробовать. Я знал, что нельзя, а хотелось знать, что получилось бы. Я и пририсовал мелом фигуру стрельца повешенного. А тут как раз нянька в комнату вошла, — как увидела, так без чувств и грохнулась». Живописец изображал царя с портрета, а для остальных персонажей нашел натурщиков. Суриков искал их по всей Москве: на рынках, улицах, кладбищах. Параллельно он писал архитектуру. Художник говорил, что для него были особенно важны огни свечей в руках стрельцов. Чтобы огни светились, живописец придал полотну грязноватые оттенки.

Сюжет полотна

Стоит отметить, что в XIX веке исторические сюжеты в живописи были особенно популярны. Художники старались изобразить их в торжественной и помпезной манере. Суриков же не придерживался академических традиций. Он писал мрачные картины, из-за чего современники даже боялись их. Так, на полотне «Утро стрелецкой казни» мы видим утро накануне казни стрельцов, которые прогневали Петра I. Это был последний стрелецкий бунт, который произошел в 1698 году. Дело в том, что стрельцы находились в уязвимом положении из-за реформ Петра I. Помимо того, что они получали маленькое жалованье, их стали презирать полковники-иностранцы. Когда император уехал в Польшу, его старшая сестра царевна Софья отправила стрельцам послание с призывом к бунту. Мятежники хотели свергнуть царя. Петр I узнал об этом и приехал в Москву, чтобы расправиться со стрельцами.
Василий Суриков

Взгляд через всю картину

Действие происходит в Москве на Красной площади. Перед тем, как изобразить казнь, Суриков изучил исторические источники. Художник написал на картине свиту Петра I: Александра Меншикова, боярина Черкасского, австрийского посла Гвариента, его секретаря Иоганна Корба, который как раз и описал это событие. По его воспоминаниям Суриков воссоздал атмосферу стрелецкой казни. Живописец в образах царя и стрельцов показывает противостояние непокорной страны и новой европеизированной России. Художественный критик Сергей Маковский сказал, что полотна Сурикова — это «магические сны». Интересно, что главный эмоциональный стержень работы — это скрещенные взгляды Петра I и стрельца с рыжей бородой. Они смотрят друг на друга с ненавистью через всю картину.
Скоро экзамен по истории искусства, и вы уже представляете, как будете сидеть с кучей учебников и зубрить названия картин? Подготовьтесь быстро к экзамену с саммари «История русской живописи. От Репина до Малевича» и идите чиллить без угрызения совести. По промокоду BLOG30 вас ждет бесплатный доступ ко всем саммари на целый месяц, не забывайте вводить его при регистрации в поле «Ввести промокод».
Тему народной культуры поднимал и русский художник Виктор Васнецов в картине «Богатыри». Рассказываем про нее в статье:
«Богатыри» Васнецова: разбор картины
ЖИВОПИСЬ ИСКУССТВО