Искусство начала XX века было призвано «эпатировать буржуа». Этим и занимались футуристы. В декабре 1913 года Владимир Маяковский, Давид Бурлюк и Игорь Северянин поехали в творческое турне и выступали в 16 городах в течение трех месяцев. Рассказываем, какими были их самые эпатажные выступления.
Время чтения: 3 минуты.
Время чтения: 3 минуты.
Приложение для саморазвития. Скачать
Футуристический скандал
Футуристы «эпатировали буржуа» юмором, сатирой. Им был свойственен иронический взгляд на вещи. Однако не все зрители понимали их сатиру, зачастую выступление футуристов заканчивалось возмущением публики. Например, на выступлении в Севастополе Владимир Маяковский вышел на сцену в желтой женской кофте, а Давид Бурлюк — с узорами на лице. Это закончилось большим скандалом — люди жестко критиковали футуристов, особенно когда Маяковский назвал известных критиков «бараньими головами». После этого инцидента футуристы не могли договориться и из-за разногласий разделились кубофутуристов (Владимир Маяковский, Василий Каменский, Давид Бурлюк) и эгофутуристов (Игорь Северянин, Виктор Ховин, Софья Шамардина, Вадим Баян). Они гастролировали по разным маршрутам.
Ответ критикам, свисты и возмущение публики
Потом футуристы выступали в Одессе. Бурлюк читал о современных направлениях в живописи, Каменский декларировал произведение «Смехачам наш ответ», в котором высмеивал тех, кто критиковал футуризм: Корнея Чуковского, Валерия Брюсова. А Маяковский несколько раз говорил, что чувствует своё превосходство над толпой и обрадуется, если его освищут. Однако никто этого не сделал.
В газете «Одесские новости» журналисты написали, что футуристы «читали свои плохие стихотворения, в которых было все что угодно, но только никак не новое искусство, потому что все они были сделаны очень банально».
«Последняя стихобойня московских футуристов»
В Киеве перед концертом футуристы повесили плакат с названием выступления «Последняя стихобойня московских футуристов». Причем буквы были разных шрифтов и размеров, а имена и фамилии было сложно разобрать из-за необычного дизайна. После этого совет Училища живописи и зодчества исключил Маяковского и Бурлюка. Со временем публика начала узнавать футуристов и обсуждала их скандальные выступления. Поэтам нравилось это, и чтобы еще больше привлечь внимание окружающих, они ходили по городам в цветных одеждах, раскрашивали лица, делали необычные афиши. Так, у Каменского на лбу была фигурка скачущей лошади, а у Бурлюка на щеке — собачка с поднятым хвостом.
Футуристическая мода произвела настоящий фурор. Внимание публики было сосредоточено не столько на стихотворениях, сколько на внешности поэтов и скандалах. Владимир Маяковский во время выступления говорил: «Вы слышали, что мы скандалисты, хулиганы, вандалы, явившиеся что-то разрушить. Успокойтесь: этого вы не увидите. Да, я люблю “скандал”, но скандал искусства, дерзкий вызов во имя будущего…»