Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Самые эпатажные выступления футуристов

Искусство начала XX века было призвано «эпатировать буржуа». Этим и занимались футуристы. В декабре 1913 года Владимир Маяковский, Давид Бурлюк и Игорь Северянин поехали в творческое турне и выступали в 16 городах в течение трех месяцев. Рассказываем, какими были их самые эпатажные выступления.

Время чтения: 3 минуты.

Футуристический скандал

Футуристы «эпатировали буржуа» юмором, сатирой. Им был свойственен иронический взгляд на вещи. Однако не все зрители понимали их сатиру, зачастую выступление футуристов заканчивалось возмущением публики. Например, на выступлении в Севастополе Владимир Маяковский вышел на сцену в желтой женской кофте, а Давид Бурлюк — с узорами на лице. Это закончилось большим скандалом — люди жестко критиковали футуристов, особенно когда Маяковский назвал известных критиков «бараньими головами». После этого инцидента футуристы не могли договориться и из-за разногласий разделились кубофутуристов (Владимир Маяковский, Василий Каменский, Давид Бурлюк) и эгофутуристов (Игорь Северянин, Виктор Ховин, Софья Шамардина, Вадим Баян). Они гастролировали по разным маршрутам.
Владимир Маяковский

Ответ критикам, свисты и возмущение публики

Потом футуристы выступали в Одессе. Бурлюк читал о современных направлениях в живописи, Каменский декларировал произведение «Смехачам наш ответ», в котором высмеивал тех, кто критиковал футуризм: Корнея Чуковского, Валерия Брюсова. А Маяковский несколько раз говорил, что чувствует своё превосходство над толпой и обрадуется, если его освищут. Однако никто этого не сделал.
А на какие хитрости шел Владимир Маяковский, чтобы избежать арестов? И какие фобии были у поэта? Получите готовый ответ от эксперта в саммари «Владимир Маяковский: революционер-романтик». По промокоду BLOG30 вас ждет бесплатный доступ ко всем саммари на целый месяц.
В газете «Одесские новости» журналисты написали, что футуристы «читали свои плохие стихотворения, в которых было все что угодно, но только никак не новое искусство, потому что все они были сделаны очень банально».

«Последняя стихобойня московских футуристов»

В Киеве перед концертом футуристы повесили плакат с названием выступления «Последняя стихобойня московских футуристов». Причем буквы были разных шрифтов и размеров, а имена и фамилии было сложно разобрать из-за необычного дизайна. После этого совет Училища живописи и зодчества исключил Маяковского и Бурлюка. Со временем публика начала узнавать футуристов и обсуждала их скандальные выступления. Поэтам нравилось это, и чтобы еще больше привлечь внимание окружающих, они ходили по городам в цветных одеждах, раскрашивали лица, делали необычные афиши. Так, у Каменского на лбу была фигурка скачущей лошади, а у Бурлюка на щеке — собачка с поднятым хвостом.
Давид Бурлюк
Футуристическая мода произвела настоящий фурор. Внимание публики было сосредоточено не столько на стихотворениях, сколько на внешности поэтов и скандалах. Владимир Маяковский во время выступления говорил: «Вы слышали, что мы скандалисты, хулиганы, вандалы, явившиеся что-то разрушить. Успокойтесь: этого вы не увидите. Да, я люблю “скандал”, но скандал искусства, дерзкий вызов во имя будущего…»

Главной любовью Маяковского была Лиля Брик. Рассказываем про любовный треугольник поэта и семьи Брик:
Маяковский и семья Брик: любовный треугольник
ЛИТЕРАТУРА