«Слово о полку Игореве» — выдающийся памятник культуры, сочетающий в себе элементы фольклора, эпоса и лирики. Здесь суеверия и вера в языческих богов стоит рядом с христианством. Почему же произведение так важно для литературы? Узнайте из статьи.
Время чтения: 5 минут
Приложение для саморазвития. Скачать
История создания
«Слово о полку Игореве» — памятник древнерусской литературы, рассказывающий о походе князя Новгород-Северского Игоря Святославича на половцев в 1185 году. У произведения загадочная история: написано оно было в XII веке. Но широко известно стало лишь в XVIII веке, после обнаружения исследователем Алексеем Ивановичем Мусиным-Пушкиным. Оригинальный вариант рукописи не сохранился, поэтому возникло много споров о подлинности текста. Но в настоящее время достоверность теста считается доказанной, однако автор остался неизвестен.
«Слово о полку Игореве», с одной стороны, можно считать историческим источником, но с другой — это памятник литературы. Автор использует лирические отступления, передаёт не только точные исторические сведения, но и проникновенно повествует о переживаниях, чувствах героев.
Изучаем фигуру автора
Фигура автора в «Слове» не менее важна, чем образы полководцев. Это интересно, ведь литературные каноны древнерусской литературы предполагали отстранённость автора. В его задачи не входило выражать свою точку зрения или давать оценку поступкам героев. Автор был летописцем, т. е. основная его цель состояла в фиксации фактов. Отсюда и ещё одно условие древнерусского литературного искусства — достоверность, историзм.
В «Слове о полку Игореве» читатель ощущает присутствие автора. Он занимает явно патриотическую позицию. Его произведение — призыв к единению русских земель. Необходимость единения он доказывает путём сопоставления событий, описания русской земли. При этом своё мнение автор «Слова» не отделяет от общественного, становясь таким образом выразителем общего мнения народа:
«О, стонать тебе, земля родная,
Прежние годины вспоминая
И князей давно минувших лет!
Старого Владимира уж нет.
Был он храбр, и никакая сила
К Киеву б его не пригвоздила.
Кто же стяги древние хранит?
Эти — Рюрик носит, те — Давид,
Но не вместе их знамёна плещут,
Врозь поют их копия и блещут».
Прежние годины вспоминая
И князей давно минувших лет!
Старого Владимира уж нет.
Был он храбр, и никакая сила
К Киеву б его не пригвоздила.
Кто же стяги древние хранит?
Эти — Рюрик носит, те — Давид,
Но не вместе их знамёна плещут,
Врозь поют их копия и блещут».
«Слава всем, кто, не жалея сил,
За христиан полки поганых бил!
Здрав будь, князь, и вся дружина здрава!
Слава князям и дружине слава!»
За христиан полки поганых бил!
Здрав будь, князь, и вся дружина здрава!
Слава князям и дружине слава!»
Автор даёт собственную оценку и действиям Игоря Святославича, считая его тщеславным молодым человеком, навлёкшим беду на русские земли, но также жалея его и сочувствуя участи героя. Это также говорит о необычной для древнерусских текстов авторской позиции.
«И прославим Игоря, который,
Напрягая разум, полный сил,
Мужество избрал себе опорой,
Ратным духом сердце поострил
И повёл полки родного края,
Половецким землям угрожая».
«Игорь-князь и Всеволод отважный —
Святослава храбрые сыны —
Вот ведь кто с дружиною бесстрашной
Разбудил поганых для войны!»
«Величают князя Святослава,
Игоря отважного клянут.
И смеётся гость земли немецкой,
Что когда не стало больше сил,
Игорь-князь в Каяле половецкой
Русские богатства утопил.
И бежит молва про удалого,
Будто он, на Русь накликав зло,
Из седла, несчастный, золотого
Пересел в кащеево седло…»
Напрягая разум, полный сил,
Мужество избрал себе опорой,
Ратным духом сердце поострил
И повёл полки родного края,
Половецким землям угрожая».
«Игорь-князь и Всеволод отважный —
Святослава храбрые сыны —
Вот ведь кто с дружиною бесстрашной
Разбудил поганых для войны!»
«Величают князя Святослава,
Игоря отважного клянут.
И смеётся гость земли немецкой,
Что когда не стало больше сил,
Игорь-князь в Каяле половецкой
Русские богатства утопил.
И бежит молва про удалого,
Будто он, на Русь накликав зло,
Из седла, несчастный, золотого
Пересел в кащеево седло…»
Композиционная структура
Интересна и композиционная структура текста. Начинается произведение со вступления. Автор противопоставляет свой стиль изложения стилю Бояна:
«А воспеть нам, братия, его —
В похвалу трудам его и ранам —
По былинам времени сего,
Не гоняясь мыслью за Бояном. (…)
Мы же по-иному замышленью
Эту повесть о године бед
Со времён Владимира княженья
Доведём до Игоревых лет».
В похвалу трудам его и ранам —
По былинам времени сего,
Не гоняясь мыслью за Бояном. (…)
Мы же по-иному замышленью
Эту повесть о године бед
Со времён Владимира княженья
Доведём до Игоревых лет».
Это одно из «тёмных» мест произведения — достоверно не ясно, что это за персонаж. Возможно, это имя реально существовавшего певца. В любом случае появление Бояна вносит фольклорные черты в произведение, сближает начало со сказочным зачином, хотя никакого вымысла каноны древнерусской литературы не допускали. Благодаря «Слову» образ Бояна-сказителя становится более популярным.
В «Слове о полку Игореве» можно выделить четыре части: рассказ о походе Игоря, сон и «золотое слово» Святослава, плач Ярославны, рассказ о побеге князя Игоря. В каждой из частей повествователь даёт нам возможность посмотреть на одно и то же событие с разных сторон. Такой приём помогает создать объёмную картину событий, что соответствует скорее литературе более позднего периода. Кроме того, каждая из смысловых частей наделена определёнными жанровыми особенностями. «Золотое слово» Ярослава содержит элементы панегирика, торжественного выступления перед публикой. Речь Ярославны — плач — лирический жанр, близкий к элегическому, часто исполнявшийся на похоронах или свадьбах. Таким образом, даже жанровая природа «Слова» остаётся спорной, оно сочетает в себе и сюжетное повествование, и лирические отступления, наполнено элементами разных жанров.
Образы в произведении
Художественная система «Слова» тесно связана с русским народным творчеством, языческими и христианскими образами. Поверья и суеверные предзнаменования, вера в природных богов сочетаются здесь с идеями христианства. Так, образы Велеса, Даждьбога, мифических существ (Див, оборотни, Обида), вера в предзнаменования (солнечное затмение, вещий сон) сочетается с идеей о «суде Божьем», противопоставлением половцев и христиан. Мы видим, что «Слово» отражает двойственность мировоззрения людей XII века, когда, несмотря на принятие христианства, в обществе ещё сохраняются представления о мифических существах, «живых» силах природы.
«Слово о полку Игореве» представляет не только историческую, но и художественную ценность. Речь не только о необычной фигуре автора, жанровом своеобразии и сочетании фольклорных и христианских мотивов. Но важен и идейный смысл произведения. Это не только летопись событий, но и иллюстрация вечной темы «отцов и детей», столкновение «старого» и «нового» миров. Неудивительно, что существует множество переводов и поэтических текстов «Слова», а также живописные и музыкальные произведения.