«За туалетом» — одна из самых известных картин Зинаиды Серебряковой. Художница изображает себя перед зеркалом. А в чем смысл этой работы, и почему она стала известной? Разбираемся в статье.
Время чтения: 3 минуты.
Время чтения: 3 минуты.
Героиня в окружении женских радостей
На картине «За туалетом» мы видим красивую, молодую женщину. Она держит одной рукой копну густых, длинных, рыжевато-коричневых волос и расчесывает их. Героиня видит свое отражение в зеркале. Она восхищается своей красотой, радуется жизни. Серебрякова показывает оптимизм и радость в выражении лица героини. Рядом с женщиной лежат флаконы, бусы, заколки, брошки, шкатулка, коробочка для пудры, румяны. По такому количеству женских атрибутов зритель понимает, что героиня любит ухаживать за собой и любоваться на себя в зеркало. Также мы видим длинные свечи. Подсвечник перекликается с изящной фигурой женщины. А свечи символизируют тепло и уют. Картина наполнена красотой, гармонией и поэзией.
![](https://static.tildacdn.com/tild3035-3038-4434-b230-343061396638/1_1.png)
Пушкинская Татьяна
Искусствовед Дмитрий Сарабьянов сказал, что главная эстетическая ценность картины «За туалетом» — естественная красота. В тот период Серебрякова жила в имении мужа в Нескучном. Была зима, Борис уехал в командировку, а художница осталась с детьми. Выпал снег, но в доме было жарко и натоплено. Тогда Серебрякова и решила написать автопортрет. Писатель Ефим Дорош сравнивал героиню на картине с Татьяной Лариной Александра Пушкина. Стоит отметить, что художница любила творчество поэта. Действительно, образы женщин похожи. Они обе открытые, очаровательные, юные.
Полотно написано в стиле реализма. На картине «За туалетом» присутствуют элементы модерна, хотя Серебрякова так не считала. Художница как будто создает границу, разделяющую зрителя и героиню. Серебрякова старалась придерживаться взглядов «мирискусников», но ее дядя Александр Бенуа утверждал, что на работах племянницы есть элементы ар-нуво.
![](https://static.tildacdn.com/tild3536-6438-4133-a161-376339623239/1_2_.png)
Секрет успеха в искренности
Серебрякова еще не успела дописать картину, как брат Евгений Лансере прислал ей письмо с предложением отправить несколько полотен на сезонные выставки в Санкт-Петербурге. Серебрякова решила прислать «За туалетом» и более ранние работы: «Автопортрет» и «Портрет моей няни». В итоге они были представлены в 1910 году на выставке «Союз русских художников». Публика оценила произведения художницы. Им восхищались красотой героини, ее оптимизмом, очарованием.
![](https://static.tildacdn.com/tild6563-3665-4362-b932-326232323638/1_3_____.png)
Александр Бенуа тоже похвалил работу племянницы. Он назвал автопортрет «радостной вещью» с «полной непосредственностью и простотой». Ему понравились искренность женщины и отсутствие жеманности. Сразу после выставки «За туалетом» приобрел представитель Третьяковской галереи. Она и сейчас там находится. Творчество Серебряковой получило успех. Застенчивая и необщительная художница смогла завоевать любовь зрителей и критиков.
Экзамен по истории искусства совсем скоро, а ты спал на лекциях и ничего не помнишь? С саммари «История русской живописи. От Репина до Малевича» ты быстро подготовишься к экзамену, и у тебя еще останется время почиллить. Специально для читателей Журнала мы дарим промокод BLOG30, который даст бесплатный доступ ко всем саммари на месяц.
![](https://static.tildacdn.com/tild3861-6135-4864-a339-653833613063/1_1_2_.png)
Зинаида Серебрякова — представительница известной творческой династии Бенуа — занимает важное место в российском искусстве ХХ века. Рассказываем про ее картину «За завтраком»:
Разбор картины «За завтраком» Зинаиды Серебряковой