Подари саморазвитие
*тык*
Сертификаты на 2000+ лекций и курсов на гуманитарные темы от 299 ₽
Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Правда ли, что художники всегда отражают свой травматический опыт

О негативных событиях в жизни творца можно узнать не только из его дневников и автобиографии, но и благодаря художественным произведениям. Творчество играет не только защитную роль, оно выступает в качестве средства выражения внутренних конфликтов и травм. Рассказываем подробнее о некоторых художниках, чьи травмы можно разглядеть на картинах.
Время чтения: 5 минут.

Приложение для саморазвития. Скачать

Искусство как сублимация

Сублимация — это перенос эмоций, реакций и увлечений в иную форму. Зачастую необходимость в сублимации возникает из-за социальной неприемлемости изначальной эмоции, тогда как сублимирование в поэзию, прозу и другие виды творчества имеет статус социально приемлемого: публика любит стихи о безответной любви и закрывает глаза на обстоятельства, например, если это любовь к замужней женщине.
Подобный акт замещения вылился в целое направление в психологии: экспрессивную терапию посредством разных искусств, от танца до рисунка. Британский художник Адриан Хилл придумал термин арт-терапия в 1942 году во время лечения в санатории от туберкулеза. Он отметил терапевтические свойства рисования и живописи: мозг и руки заняты делом, высвобождается вся скрытая энергия пациента. Это эскапизм — в собственное проявление творчества.

Искусство как (пере)проживание

Поскольку травматические воспоминания кодируются визуально, создание предметов искусства может быть наиболее эффективным способом доступа к ним. Благодаря уже упоминавшейся арт-терапии дети могут лучше понять свой травматический опыт и точнее рассказать терапевту о истоках травмы: там, где не способны справиться слова, помогает рисунок. Постепенное взаимодействие с воспоминаниями о тяжёлых происшествиях позволяет уменьшить вызванные травмой симптомы, например кошмары и параноидальные настроения.
Искусство позволяет выражать эмоции не только в форме живописи или зарисовок. В ходе подготовок различных выставок происходит тесное взаимодействие творцов с тематикой проекта и высвобождаются ассоциативные глубинные воспоминания, выливающиеся в арт-объекты самых разных форм и направлений: визуальные, аудиальные, сенсорные свидетельства травмы.
Травма взаимодействует и с посетителями выставок, смотрящими на произведения искусства: они воспринимают авторскую интенцию к высказыванию и невольно переносят её на собственную жизнь, активируя старые воспоминания, связанные со схожими событиями. Это вполне может послужить толчком к принятию этих подавленных эмоций и поводом проработать их у специалиста.

Винсент Ван Гог

Исследователи творчества и жизни Ван Гога полагают, что у художника было либо биполярное расстройство, либо пограничное расстройство личности. Также он страдал психотическими эпизодами в связи с чрезмерным употреблением абсента — широко известна история, как в 1888 году он в порыве злости напал на приехавшего к нему Гогена с бритвой в руках. После этого художника увезли в психиатрическую клинику, а позже предложили отправиться на лечение в Сен-Поль.
Там он находился почти год. За это время им было создано более ста пятидесяти картин и около ста рисунков и акварелей. В их числе и «Звёздная ночь», одно из его самых известных произведений. Оно было вдохновлено пейзажем, расположенным недалеко от лечебницы. Ван Гог писал своему брату Тео в мае 1889 года: «Сквозь железную решётку я вижу огороженное поле пшеницы, над которым по утрам во всей красе восходит солнце». Этот пейзаж, повторённый в узнаваемом стиле художника, мы и видим на картине.
Винсент Ван Гог. «Звёздная ночь», 1889 год

Фрида Кало

На «Автопортрете с коротко остриженными волосами» 1940 года Фрида Кало изобразила себя с коротко остриженными волосами и ножницами в руках. Срезанные волосы — вокруг неё на полу, а сама она в грубом мужском костюме на пару размеров больше нужного. Этот автопортрет — отображение её внутренних переживаний, боли и попытки взять жизнь обратно в свои руки. Надпись в верхней части картины отсылает к мексиканской песне о любви — она отказывается от этого тяготящего её чувства и выбирает новое начало, без бывшего мужа, Диего Риверы.
Картина была создана после их развода. Именно поэтому автопортрет может быть истолкован как отображение преодоления депрессивного состояния, которое художница испытывала из-за окончания своих долголетних отношений с Риверой. Она изобразила себя сильной и независимой, подчёркивая черты, которые обычно считаются мужскими.

Сальвадор Дали

Многочисленные комплексы и фобии преследовали его с детства. Он писал в автобиографии «История Сальвадора Дали, рассказанная им самим», что из-за странной боязни кузнечиков, о которой узнали одноклассники, он не смог влиться в коллектив: они дразнили его и подсовывали ему этих насекомых, вызывая приступы страха и паники.
Чтение работы Зигмунда Фрейда «Толкование сновидений» стало одним из важнейших событий в жизни художника. В этом труде Дали нашёл ключ к скрытым страхам, желаниям и навязчивым идеям, сопровождавшим его с детства. После он открыто изображал их на своих картинах — уже с пониманием внутренних причин и процессов работы психики. Огромное количество работ посвящено теме секса и связанного с ним страха: «Великий Мастурбатор» 1929, «Просвещенные удовольствия» 1929, «Башня удовольствия» 1930 года и другие.
Сальвадор Дали. «Великий Мастурбатор», 1929 год
Можно ли сделать на основе небольшой выборки обобщение, что художники непременно берут сюжеты своих картин из травм? Нет. Однако сюжеты многих картин навеяны снами и воспоминаниями, в что это, если не проделки подсознания и попытка направить разум в сторону проработки негативного опыта?
ЖИВОПИСЬ