Журнал «Правого Полушария Интроверта»

В чем смысл «Один и три стула» Джозефа Кошута?

Известный американский художник Джозеф Кошут считается одним из основоположников концептуального искусства. Работу «Один и три стула» художник создал, когда еще был студентом. Рассказываем, в чем ее суть.

Время чтения: 3 минуты.

Философия концептуализма

Джозеф Кошут принадлежал к художникам-концептуалистам. Главным вопросом концептуализма стал «Что такое искусство?». Программной работой для этого направления как раз и считается статья «Искусство после философии» Джозефа Кошута, которая вышла в 1969 году. По мнению художника, у истоков концептуализма находится Марсель Дюшан. Вслед за ним Кошут считал, что главное в искусстве — это идея. Искусство не может иметь материальную форму, вместо этого оно должно создавать новые высказывания. Художники-концептуалисты придерживались мнения, что любой процесс или предмет может стать объектом искусства, и его можно наделить смыслом. По их мнению, форма выражения концептуального искусства — это текст, фотографии, видео, фразы, то есть необязательно использовать холст, можно написать текст. Именно поэтому художники-концептуалисты работали в разных областях, начиная от перформанса и заканчивая видео-артом.

Объект, его фотография и обозначение

Одной из самых известных работ Джозефа Кошута и ярким примером концептуального искусства считается «Один и три стула». Что она представляет собой? Это стул, фотография этого стула и копия словарной статьи «стул». Стоит отметить, что на фотографии изображен именно выставленный стул. Автор задумывал, что стул и фотография будут меняться в каждой экспозиции. Останутся лишь копия словарной статьи «стул» и схема с инструкциями установки работы, которые подписаны Джозефом Кошутом.
«Один и три стула» отсылает к трактату «Государство» Платона, где рассказывается, что не всякое искусство может существовать. Именно поэтому должна быть жесткая цензура. Работу «Один и три стула» рассматривают как модель науки о знаках. Художник показывает связь между языком, изображением и референтом. То есть мы видим не только сам объект, но и его фотографию и обозначение (словарная статья).

Новое искусство

Джозеф Кошут считает, что все искусство после Марселя Дюшана концептуально, и оно существует в виде идеи. Также художник утверждает, что традиционный художественно-исторический дискурс умер. Сейчас искусство приобретает новое культурное значение. По мнению Кошута, «быть художником сегодня» — «означает задавать вопросы о природе искусства». Художники сейчас не обращаются к эмоциональному восприятию, они побуждают зрителя интеллектуально осмыслять увиденное. Джозеф Кошут подчеркивает, что самовыражение — это уже не так важно. Искусство не развлекает, оно размышляет о самом себе.
После работы «Один и три стула» художник создает и другие работы с предметами. Например, «Лампа и три лампы» показывает, что фотография и предмет могут на совпадать, так как реальную лампу можно включить или выключить. Смысл «Растения и три растения» заключается в том, что совпадения фотографии и реального объекта зависят от того, сколько экспонат стоит в музее.
Сидите за скучными учебниками, готовитесь к экзамену по истории искусства и думаете, на что уходит ваша молодость? Подготовьтесь быстро к экзамену с саммари «Современное искусство: от Пикассо до Бэнкси» и идите чиллить без зазрения совести. Специально для читателей Журнала мы дарим промокод BLOG30, который даст бесплатный доступ ко всем саммари на месяц.
А как французский живописец Ив Кляйн продавал воздух и создал выставку «Пустота», которая получила огромный успех? Рассказываем в статье:
Как Ив Кляйн продавал воздух?
ИСКУССТВО