Сенека-младший был, пожалуй, самым противоречивым философом Древнего Рима. Богач, проповедующий аскетизм. Видный политик, безразличный к славе и власти. Человек, называющий добродетель единственным благом и соучастник злодеяний императора. Кем же был Сенека на самом деле? Разберёмся в этой статье.
Время чтения: 3 минуты
Приложение для саморазвития. Скачать
Время чтения: 3 минуты
Приложение для саморазвития. Скачать
Сенека-политик
Луций Анней Сенека (ок. 3 года до нашей эры — 65 год до нашей эры) родился в Испании, в семье известного ритора. Своё имя получил в честь отца. В юном возрасте Сенека-младший переехал для обучения в Рим. Он был прекрасным оратором и успешно делал политическую карьеру, пока не стал жертвой придворных интриг. По доносу (вероятно, ложному) Мессалины, жены императора Клавдия, Сенека был обвинён в прелюбодеянии с Юлией Ливиллой, сестрой предыдущего императора Калигулы. В 41 году его отправили в ссылку на Корсику, вернуться из которой удалось лишь через семь лет стараниями императрицы Агриппины, матери будущего императора Нерона.
Сенека стал наставником юного Нерона, как некогда Аристотель был наставником Александра Македонского. Но с учеником римскому философу повезло гораздо меньше, чем Аристотелю — Нерон прославился своей жестокостью и развращённостью, а среди его жертв в конечном итоге оказался и сам Сенека. Нерон заподозрил своего наставника в измене и приговорил его к смерти, приказав покончить с собой. Сенека начинал свою карьеру при Калигуле, а закончил жизнь при Нероне — двух правителях, чьи имена стали синонимами безумной кровожадности.
Помимо политической деятельности и философии, Сенека занимался также поэзией и естественными науками. До нас дошли его трагедии, эпиграммы, сатиры.
Сенека и стоицизм
Сенека — один из ключевых представителей философии стоицизма. Он принадлежал к группе римских стоиков наравне с Пикетом и Марком Аврелием. Философия стоицизма возникла ещё в начале 3 века до нашей эры в учении Зенона. Однако от ранних стоиков до нас дошли лишь отдельные фрагменты их учений. Поэтому стоицизм в первую очередь ассоциируется именно с римским философами, труды которых сохранились до наших дней в полном объёме.
Стоики делили философию на три раздела: этику, логику и физику. Логика описывала процесс познания, который, по мнению стоиков, тесно связан с восприятием. Физика рассматривала вопрос происхождения и устройства материального мира. Но для римских стоиков была приоритетна этика — практическая философия, целью которой было достижение добродетельной, а значит, по их мнению, счастливой, жизни.
Этика Сенеки
Стоики были детерминистами, то есть верили, что всё в мире не случайно, а имеет цель, предопределённую высшим законом или судьбой. При этом свобода воли существует как способность несмотря ни на что выбирать добродетельное поведение. Даже будучи приговорённым к смерти, человек способен вести себя достойно, как это делал Сократ.
Сенека писал, что нравственно-прекрасное является не только высшим, но и единственным благом. Добродетель — это всё, что нужно для счастливой жизни, и она сама по себе является высшей ценностью и целью. Поэтому важно намерение, а не результат и последствия.
Власть и богатство
Чтобы быть свободным, важно освободиться от всех мирских желаний. Жизнь и смерть, богатство и бедность — это категории, не имеющие отношения к добродетели и поэтому не делают человека более счастливым. Сенека, как и другие стоики, прославлял аскетизм, что впрочем не помешало ему нажить огромное состояние за годы, проведённые при дворе.
После восшествия Нерона на престол Сенека играл одну из ведущих ролей в римской политической жизни. Он писал речи для юного императора, влиял на принимаемые им решения. В первые годы правления Нерона власть фактически находилась в руках Сенеки, ставшего консулом, и военачальника Бурра.
Приумножить капитал Сенеке помогло не только расположение императора, но и ростовщичество: он выдавал займы Британии. Проценты по займам были так высоки и непосильны, что бриты пытались поднять восстания, которые жестоко подавлялись. Расхождение между философией Сенеки и его жизнью было так очевидно, что многие исследователи обвиняли философа в лицемерии.
Однако Сенека вёл довольно скромную жизнь. Он оставался при Нероне до того момента пока обладал некоторой властью и мог хоть как-то сдерживать жестокость императора. Затем Сенека полностью посвятил себя философии и жил тихо и уединённо.
Сенека был блестящим оратором и талантливым писателем, выдающимся ритором, необычайно популярным среди современников. Его нравственное учение, особенно любимое христианскими богословами и гуманистами эпохи Возрождения, по-прежнему актуально.