Всемирно известный сегодня французский художник Поль Гоген перенёс немало тяжелых жизненных испытаний. За его яркими экзотическими полотнами стоят неприятие художника современниками, болезни, разрыв с семьей и друзьями, отсутствие стабильной работы и низкие доходы от продажи картин. Разбираемся в том, как эти события повлияли на его творчество.
Творческий путь Поль Гоген начинает в то время, когда во Франции уже стали широко известен импрессионизм и его представители — Моне, Ренуар, Писсарро и другие. В 1870-х, работая биржевым брокером, он инвестирует в произведения художников этого нового живописного направления. Знакомство и дружба с Камилем Писсарро воодушевили Гогена на написание собственных работ. В своих ранних работах Гоген на манер импрессионистов накладывал мелкие, дробные мазки, пользовался тонкими оттенками красок, подражая Писсарро и Моне («Пейзаж с тополями» 1875, «Дома в Вожираре» 1880, «Пейзаж с лежащей женщиной» 1884).
В натюрмортах 1880-х годов заметно влияние Поля Сезанна («Натюрморт с мандолиной» 1885, «Яблоки в миске» 1888, «Натюрморт с яблоками, грушей и кувшином» 1889). Начиная с 1879 года Гоген участвует в нескольких выставках импрессионистов со своими картинами, пастелями и скульптурами. Следует отметить, что способности Гогена были выдающимися и в ваянии: мраморные портреты жены Метте и сына Эмиля (оба 1877 г.) выполнены поистине профессионально, в классической манере, с реалистичной передачей их индивидуальных черт.
Потеряв работу в 1882 году Поль Гоген полностью посвящает себя карьере художника. Помимо занятий живописью и скульптурой он увлекается прикладными практиками: лепкой из глины и воска, резьбой по дереву, созданием керамики. Керамические изделия Гогена незаслуженно обделены вниманием, несмотря на их уникальность и незаурядность. Сохранились лишь около 60 его работ, среди которых мы найдем причудливо декорированные вазы, кувшины, неординарные по форме сосуды, скульптуры идолов и портреты полинезийских женщин. Эксперименты со смешением жанров приводят его к написанию «Натюрморта с профилем Ш. Лаваля» (1886), изображающего лишь часть лица друга художника и не дошедший до нас керамический сосуд в центре композиции. Эту же ценную для художника вазу мы видим на картине «Женщина с волосами, убранными в пучок» (1886).
Отказ от славы
В начале 1891 года к Гогену приходит успех: прибыльная продажа картин на парижском аукционе, внимание прессы и лестные отзывы публики привели к некоторой известности среди других французских художников. Стремясь обогатить европейскую художественную традицию, он покидает Францию несмотря на набирающую обороты славу, и отправляется в Полинезию. Как отмечает Дж. Ревалд, Гоген, живя во Франции, жаждал соприкоснуться с искусством неевропейских культур. Гоген осознавал, что искусство Европы, основанное на идеалах античности и Возрождения, не исчерпывает всех возможностей художественного потенциала человека. Полностью состоялся как художник он только тогда, когда покинул Европу. Гоген жертвует благополучием и перспективами прожить безбедную, но ординарную жизнь, ради поиска нового, незнакомого европейским традициям искусства. Он отправляется практически на другой край света — на Таити и Маркизские острова.
Начните зарабатывать на хобби, анализируя искусство, на нашем курсе «Искусствовед».
Новые формы и приёмы
Приехав на Таити, Гоген решительно отходит от принципов европейской живописи. Кроме смены окружающей действительности на его полотнах, перемена происходит и в колорите его работ – палитра становится ярче, контрастнее. Художник практически полностью отказывается от плавных переходов оттенков и стремится к чистым, плоским цветам и упрощенным формам. Эти особенности ярко выделяются в работах Гогена 1892 года: «Дом (Te Fare)», «Пейзаж на Таити», «Священная гора», «Всадник перед хижиной», «Момент истины» и др.
Картину «Сегодня мы не пойдем на рынок» художник пишет на манер египетской живописи, активно заимствуя его основные средства выразительности — ритмы и повторы. Фигуры таитянок на переднем плане изображены с расположенными в профиль ногами, торсы развернуты, позы и положения рук статичны. Одеяния их лишены теней и детальной проработки, но написаны чистыми, насыщенными красками. Таким же образом написаны идущие таитяне на заднем плане. В том же стиле художник пишет картину «Ее звали Вайрамути». Практически полное отсутствие теней, игра с перспективой и пространством несомненно являются влиянием японской гравюры, которой Гоген увлекался — как и многие его современники.
Хочется отметить восхищение туземной красотой, с которым Гоген изображает таитян в своих работах. Красота, отличная от европейского идеала, которую он искал в этих землях, была им несомненно найдена и запечатлена в многочисленных портретах таитян и жанровых картинах с их участием. Гоген не идеализирует, а сохраняет индивидуальные этнические черты туземных девушек. При написании работ «Женщина с цветком» (1891), «Две сестры» (1892), «Женщина с манго» (1892), «Предки Теха’аманы» (1893), «Две таитянки» (1899) он использует максимально богатую, насыщенную палитру оттенков. Не уступают женским портретам и изображения мужчин («Мужчина с топором», «Юноша с цветком за ухом», 1891). Вместе с тем, примечательно, что на некоторых полотнах Гоген изображает таитян в европейских одеждах, оттеняя тем самым их внешность, но не уподобляя их европейцам.
Значимым произведением в творчестве Гогена считается масштабная картина «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем?» (139х374 см), написанная им перед неудачной попыткой самоубийства в 1897-1898 гг. Тремя фигурными группами художник не только иллюстрирует вопросы, заданные в названии работы, но и символически изображает начало жизни человека, зрелость и старость, приближающуюся к смерти (при прочтении справа налево). Сам Гоген считал эту работу лучшей из всех, что он когда-либо писал. Использованные им колористические приемы придают работе некоторое сходство с иконой – насыщенные оттенки желтого и синего выгодно контрастируют друг с другом, за счет чего возникает ощущение «золотого» свечения фигур.
В последние годы жизни Гоген также увлекся фотографией и использовал ее как вспомогательное средство для работы над своими полотнами, как например, в картине «Юная девушка с веером» (1902). В то время, как здоровье и финансовое положение Гогена ухудшались в Полинезии, на родине стремительно росла его популярность. Ретроспективные выставки его работ состоялись в Париже уже после его смерти в 1903 и 1906 годах и произвели огромное впечатление на Анри Матисса и Пабло Пикассо.
Гоген сегодня
Основная часть произведений Поля Гогена, его лучшие и самые известные работы, хранятся в музеях Европы и Америки, а также в частных коллекциях. Из музеев нужно особо отметить такие знаковые, российские Эрмитаж и Галерея искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков, лондонская Национальная галерея, парижский Музей Орсэ, американские Национальная галерея искусства и Метрополитен-музей. Наряду с западными музеями существуют два уникальных, особого рода, места — музей Поля Гогена на Таити и культурный центр Гогена на острове Хива-Оа. В отличие от классических музеев, в них выставлен большой ассортимент исторических объектов — документы, фотографии, эскизы и личные вещи художника.
Поль Гоген — один из самых дорогих художников: многие его работы проданы частным коллекционерам за миллионы долларов («Купальщицы» 1902 — $55 млн., «Мужчина с топором» 1891 — около $40 млн.). В ноябре 2022 картина «Материнство II» установила новый рекорд по стоимости для художника, уйдя с аукциона Christie’s за $105,7 млн. По неподтвержденной информации, на частных торгах 2015 года картина «Когда свадьба?» была продана за $300 млн.
Вклад в искусство, сделанный экстраординарным мастером, невозможно подвергнуть сомнению. Под влиянием Гогена в конце XIX в. также появляется творческая группа «Наби», состоящая из молодых художников, вдохновленных его искусством. В основу творческой концепции набидов (П. Серюзье, Ж.Э. Вюйар, П. Боннар и др.) лег поздний стиль Гогена, в особенности главенство цвета, яркий колорит, упрощенность и стилизация форм. Прекрасным оммажем таитянских полотнам Гогена стала картина его ученика П. Серюзье «Дочери Пелихтима» (1908).
Эта статья написана Дарьей Стазаевой, студенткой нашего профессионального курса «Искусствовед».