Несмотря на наличие двух центральных персонажей — детективов Майлза и Сомерсета, — главным героем является Джон Доу, маньяк, чьё мировоззрение основано на Священном Писании. Почему религиозный символ в кино так часто становится прикрытием для зверских убийств?
«Семь» рассказывает историю двух детективов: молодого и амбициозного Майлза (Брэд Питт) и пожилого Сомерсета (Морган Фриман), которому перед уходом на пенсию осталось отработать семь дней.
В понедельник они находят тело, рядом с которым видят слово «Чревоугодие». Сомерсет сразу понимает, что это лишь первое из серии убийств. Начинается расследование, в ходе которого обнаруживаются всё новые тела, и каждое связано с одним из семи смертных грехов в христианстве.
Главное действующее лицо фильма — маньяк Джон Доу (Кевин Спейси). Имя символично: так обычно обозначают человека, о котором совершенно ничего не известно (что-то вроде Ивана Иванова в русском языке). Первую половину фильма нам ни разу его не показывают, а когда убийца всё-таки появляется на экране, его личность так и остается неизвестной: ни имени, ни прошлого, ни банковских счетов. Он даже избавился от кожи на подушечках пальцев, чтобы не оставлять отпечатков. По словам Джона Доу, он лишь инструмент. Но чей? Господа Бога. И все его действия подчинены миссии нести Божью кару.
Сюжет фильма — это постепенное исполнение плана Доу, основанного на библейской идее о семи смертных грехах. В христианской традиции окончательно закрепил список из семи смертных грехов папа Григорий I Великий. Это гордыня, зависть, гнев, праздность, алчность, чревоугодие и блуд.
Каждая «кара» Джона Доу тщательно спланирована, а каждая жертва, по его мнению, — эталон того греха, за который следует наказание. Обжору он убивает за чревоугодие, актрису — за гордыню, наркомана — за праздность, продажного адвоката — за алчность. Джон Доу считает себя орудием в руках Бога, поэтому его убийства — это священное жертвоприношение человеческого рода за его грехи. Но почему именно библейский текст становится оправданием для совершения чудовищных преступлений?
Для начала нужно вспомнить особенность Библии. Первое, что выделяет её среди многих других книг, — это запутанный язык притчи. Библейский текст можно интерпретировать по-разному, что постоянно ставило в тупик богословов и теологов.
Вся история христианства — это история споров вокруг священного текста, начиная с ключевых догматов (Троица, непорочное зачатие, понятие благодати) и заканчивая мельчайшими подробностями (сколько ангелов может уместиться на кончике иглы). Споры насчёт тех или иных догм церкви не утихают до сих пор.
Такая запутанность ставит в сложное положение всех последователей этой религии. Из Библии можно вычитать противоречащие друг другу идеи и доказать такие теории, которые никак не могут быть написаны в христианском тексте. Например, оправдание убийства, как делает это Джон Доу.
Вторая особенность христианства — его постоянное ожидание апокалипсиса, то есть конца времен и воцарения Царства Божьего на Земле. Вся жизнь отдельного христианина подчинена идее его посмертного существования, а человечество, в свою очередь, ожидает Страшного суда, перед которым, согласно тексту Иоанна Богослова, будет время карающего очищения от грехов.
Провозглашение себя орудием апокалипсиса — удобное оправдание для жажды насилия. Так маньяк переносит ответственность с себя на Господа, который якобы карает человеческий род его руками.
Заметьте, именно поэтому у Джона Доу нет личности. Он её уничтожил, ведь он лишь инструмент. Но такая трактовка Библии не имеет ничего общего с истинным смыслом священного текста.
Ухватившись за идею грехов и кары за них, Джон Доу пропустил главную суть христианства — любовь, которая оценивается как абсолютная истина. Христианская любовь — эмоциональная связь между Богом и человеком, бесконечная и беспредельная. Любовь понимается как священный дар. Это единственно возможный способ отношения верующего к другим людям. Вспомните слова: «Возлюби ближнего своего как самого себя».
Видим ли мы любовь у Джона Доу? Нет. Здесь кроется та самая причина, почему маньяки так часто используют библейский смысл для оправдания собственных зверств: в Библии можно легко вычитать отдельные темы, расшифровать символы в угоду своим желаниям, но пропустить самое главное.
Второй момент, который не понимает Джон Доу, — это отсутствие у него власти вершить судьбы других людей. В христианстве часто возникает вопрос: может ли грешник судить другого грешника? Как мы помним, все мы грешные души, которые пришли в этот мир уже с печатью первородного греха, и наша задача — жить праведной жизнью, чтобы на Судном дне попасть в царство вечной благодати. Для этого нужно любить, очищать свою душу от злых умыслов и следовать библейскому завету: «не судите, да не судимы будете».
Джон Доу же вознамерился стать рукой Господа, что, разумеется, ни в каком виде не предполагается библейским текстом. Сам для себя он выбирает грех зависти, но не гордыня ли по-настоящему овладела им? А также гнев, алчность и т. д. Вознамерившись судить других людей за их грехи, Джон Доу упустил то, что он сам объединяет в себе их все.