Время чтения - 2 минуты
Автор - Алена Репина
Символы в искусстве – одна из самых интригующих тем. И чем дальше от нас художник, тем сложнее понять его мотивацию и раскрыть смыслы его произведений.
Так, за колоссальный период времени, который отделяет нас от человека Средневековья, большинство вещей изменили свой первоначальный смысл. Да и сознание человека было совершенно иным. И для того чтобы мы смогли приблизиться к смыслам искусства той эпохи, мы должны перестроить собственное восприятие.
Давайте попробуем прочитать основные символы Иеронима Босха, которые встречаются у него чаще всего:
Красота внешняя = красота внутренняя
В работах Иеронима Босха всегда больше всего вопросов вызывают крайне гротескные, часто страшные, странные существа. Здесь я говорю не только о демонах и исчадиях ада, но и об обычных людях.
Например, в работе «Несение креста» художник изображает окружающих Христа людей жуткими, страшными, зубоскалящими. Они бесконечно препираются между собой. На контрасте с ликами Святой Вероники и Иисуса Христа их лица выглядят настоящими гримасами.
Здесь работает главное правило средневекового искусства: каков человек внутри, таков он и внешне. Если они так уродливы физически, значит и в душе у них нет ни света, ни морали, ни нравственности.
Перевертыши
Очень важным приёмом для Босха становится работа с объектами-перевертышами. Предмет, изображенный в необычном положении, становится у него символом. Например, перевернутая воронка, надетая на голову врачу, превращает его в обманщика и шарлатана.
Еще один пример – кувшин. Стоящий на столе, наполненный и благонадежный, он является символом чистой души, а перевернутый и пустой приобретает прямо противоположное значение.
Музыкальные инструменты
Когда мы видим у Босха лютню, дудку или арфу – это всегда предвестники грехопадения. Но почему? На рубеже XV-XVI вв. музыка выходит из религиозного поля в поле светское, где она не подвергается моральному регламенту.
На скрипке, дудке и лютне начинают играть на площадях, в кабаках, в местах общественных развлечений. Танцевальная, веселая, задорная музыка таким образом предшествует греху – чревоугодию, пьянству и прелюбодеянию. Иными словами, «похоть – это музыка плоти».
Ягоды
Мы часто видим в работах Босха ягоды: вишни, клубнику, землянику. Они обычно изображаются рядом с разнузданными, греховными людьми, предающимися плотским, неправедным и праздным занятиям. Ягоды для средневекового человека синонимичны пустым удовольствиям, поскольку съесть их, конечно, можно, но они не приносят насыщения.
Сова
Работы Босха периодически посещает сова. Она выглядывает из корзинки фокусника, поджидает в райском саду, даже смотрит из темноты райского фонтана. Мы помним, что сова – это символ мудрости. Но так считает Античность, а Средневековье меняет эту парадигму.
Для религиозного сознания средневекового человека сова – символ лжемудрости, это ночное животное, которое боится света (читайте – Бога), это хищник, притаившийся на ветки, который сравнивается с демоном, ожидающим, пока человек оступится, чтобы утащить его в Ад.
Подписывайтесь на наши соц. сети. Там еще больше статей!
|VK |YouTube