Время чтения - 2 минуты
Автор - Алена Репина
Символы в искусстве – одна из самых интригующих тем. И чем дальше от нас художник, тем сложнее понять его мотивацию и раскрыть смыслы его произведений.
Так, за колоссальный период времени, который отделяет нас от человека Средневековья, большинство вещей изменили свой первоначальный смысл. Да и сознание человека было совершенно иным. И для того чтобы мы смогли приблизиться к смыслам искусства той эпохи, мы должны перестроить собственное восприятие.
Давайте попробуем прочитать основные символы Иеронима Босха, которые встречаются у него чаще всего:
Красота внешняя = красота внутренняя
В работах Иеронима Босха всегда больше всего вопросов вызывают крайне гротескные, часто страшные, странные существа. Здесь я говорю не только о демонах и исчадиях ада, но и об обычных людях.
![image](https://static.tildacdn.com/tild6634-3236-4166-b939-636162653762/oAqj9wxJilY.jpg)
Например, в работе «Несение креста» художник изображает окружающих Христа людей жуткими, страшными, зубоскалящими. Они бесконечно препираются между собой. На контрасте с ликами Святой Вероники и Иисуса Христа их лица выглядят настоящими гримасами.
Здесь работает главное правило средневекового искусства: каков человек внутри, таков он и внешне. Если они так уродливы физически, значит и в душе у них нет ни света, ни морали, ни нравственности.
Перевертыши
Очень важным приёмом для Босха становится работа с объектами-перевертышами. Предмет, изображенный в необычном положении, становится у него символом. Например, перевернутая воронка, надетая на голову врачу, превращает его в обманщика и шарлатана.
![image](https://static.tildacdn.com/tild3539-3332-4530-a332-363834343938/juail1N_Rxs.jpg)
Еще один пример – кувшин. Стоящий на столе, наполненный и благонадежный, он является символом чистой души, а перевернутый и пустой приобретает прямо противоположное значение.
![image](https://static.tildacdn.com/tild3962-3863-4661-a533-336436366530/ku0tL7X8wQE.jpg)
Музыкальные инструменты
Когда мы видим у Босха лютню, дудку или арфу – это всегда предвестники грехопадения. Но почему? На рубеже XV-XVI вв. музыка выходит из религиозного поля в поле светское, где она не подвергается моральному регламенту.
![image](https://static.tildacdn.com/tild6666-3736-4131-b235-313764633837/j4dC6sQtmRs.jpg)
На скрипке, дудке и лютне начинают играть на площадях, в кабаках, в местах общественных развлечений. Танцевальная, веселая, задорная музыка таким образом предшествует греху – чревоугодию, пьянству и прелюбодеянию. Иными словами, «похоть – это музыка плоти».
Ягоды
Мы часто видим в работах Босха ягоды: вишни, клубнику, землянику. Они обычно изображаются рядом с разнузданными, греховными людьми, предающимися плотским, неправедным и праздным занятиям. Ягоды для средневекового человека синонимичны пустым удовольствиям, поскольку съесть их, конечно, можно, но они не приносят насыщения.
![image](https://static.tildacdn.com/tild3834-3731-4136-b530-316462393935/1GGTDDAloV0.jpg)
Сова
Работы Босха периодически посещает сова. Она выглядывает из корзинки фокусника, поджидает в райском саду, даже смотрит из темноты райского фонтана. Мы помним, что сова – это символ мудрости. Но так считает Античность, а Средневековье меняет эту парадигму.
![image](https://static.tildacdn.com/tild6165-6337-4863-b335-393439663533/MRjfWPSnJ7U.jpg)
Для религиозного сознания средневекового человека сова – символ лжемудрости, это ночное животное, которое боится света (читайте – Бога), это хищник, притаившийся на ветки, который сравнивается с демоном, ожидающим, пока человек оступится, чтобы утащить его в Ад.
Подписывайтесь на наши соц. сети. Там еще больше статей!
|VK |YouTube