Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Почему мы любим мемы?

Давайте признаем: все мы любим мемы. Они стали особым языком, на котором мы разговариваем. Ведь проще отправить одну картинку, которая точно описывает наше состояние, чем набирать длинное сообщение. За что же мы любим мемы?
Время чтения: 6 минут.

То, что вы увидите, называется мемы

Кажется, что мемы – веселые картинки с подписями – совсем новое изобретение. Но на деле само понятие «мем» возникает еще в доинтернетную эпоху. И нет, его придумал не Ричард Докинз. Еще в 1904 году зоолог Рихард Земон употребил слово «meme» (мим) в своей книге. Он ввел этот термин для обозначения способности живых организмов к репликации, то есть созданию собственных копий. А Ричард Докинз лишь подхватил эту идею в книге «Эгоистичный ген». Неизвестно, знал ли он о книге Земона, но в качестве основы для своего термина взял греческое слово «миме» — (μίμημα) «подобие».
Это роднит мемы про котиков с античной философией. В античной эстетике возникает принцип мимезиса — подражания искусства действительности. Мемы, по большому счету, делают то же самое.
Докинз считал: если единица любой живой материи — это ген, то единица культурной информации — это мем. В гене зашифрована та или иная информация о живом организме: цвет глаз, рост и телосложение. В меме же содержится идея, мысль, которую автор мема хочет передать. При этом мемом может быть что угодно: символ, высказывание, изображение, манера поведения.
Мемы, достаточно похожие на современные, появляются еще в 40-х годах ХХ века, когда ни о каком интернете даже не шло речи. В Великобритании на стенах домов появляются однотипные изображения человечка с надписью «Здесь был Килрой». Кто такой Килрой и что вообще все это значит – осталось загадкой. Однако на примере Килроя стало понятно: людям нравится копировать это странное изображение.

Почему нельзя просто взять и стать мемом

Главная особенность мемов заключается в способности к репликации и мутации. Это значит, что, во-первых, нам хочется передавать друг другу мемы, а во-вторых, в процессе передачи они меняются.
Мемы по своей сути — новая форма фольклора. У фольклорных произведений, как правило, нет одного автора, а распространяются они из уст в уста, постепенно обрастая новыми смыслами и деталями. Предшественниками мемов можно считать анекдоты, тем более что именно текстовые мемы и шутки были популярны на заре интернета. Затем форма стала меняться: появлялись шутки в виде картинок, а затем и видео. Как отмечают российские исследователи мемов, все началось с демотиваторов, олбанского языка, упячки и трололо. Вы помните их? Тогда срочно бегите принимать таблетки и узнавать, как оформить пенсию.
Меняется не только форма: смыслы становятся сложнее. Мемы отсылают сначала к произведениям мировой культуры — от философских текстов до комиксов и популярных песен - а затем и друг к другу. Сегодня мем — это пост-мета-архи-многослойное высказывание, понять которое можно, только если вы глубоко погружены в культурный контекст. Мемы про Человека-паука или Канье Уэста трудно понять, если вы не знаете, кто это такие.
Мемы вызывают у нас сильные эмоции, потому что в одном лаконичном сообщении содержится очень высокая концентрация смысла. Мем заменяет тысячу слов и поднимает разом несколько культурных пластов. Жизненные ситуации, сцены из любимых фильмов, политические шутки — все это содержит в себе мем.

Мемная социализация

Мемы давно перестали быть просто забавными картинками. Это новый язык коммуникации, а любой новый язык образует вокруг себя сообщество, которое на нем говорит. Носители языка мемов — это не только школьники. Аудитория мемов постоянно расширяется, это обогащает их новыми смыслами и делает все более сложными.
Чаще всего нам нравится тот мем, который заставляет нас подумать: «жизненно», т. е. «это про меня, я чувствую себя именно так». Потом мы видим количество лайков и комментариев и понимаем: есть огромное количество людей, которые чувствуют и думают также, как и мы. И если мы снова посмотрим на мем, то он покажется нам еще смешнее, чем в первый раз, потому что мы нашли подтверждение наших чувств.
Мемы становятся способом объединиться в группы. Сегодня общество принято описывать как атомизированное, т. е. разобщенное. Поэтому способность мемов объединять оказывается невероятно важной. Причем связь внутри группы, образованной мемами, очень крепкая, потому что построена на общности культурного кода. Если ты «выкупаешь» тот или иной мем — добро пожаловать к нам в клуб. Мем становится своеобразным индикатором культурного бэкграунда человека: какое кино он смотрит, в какие игры играет, где для него проходят границы дозволенного, что он считает смешным. Так мы находим людей из своего «информационного пузыря».
Также мемы помогают налаживать и укреплять индивидуальные связи. У вас есть друг, вся переписка с которым состоит из одних мемов? Мы видим смешную картинку, которая, как нам кажется, понравится нашему собеседнику и сохраняем ее для него. Так мы показываем, что человек нам не безразличен, мы считаем его «своим» и даже проявляем о нем заботу — не оставляем без свежих мемов. Это развивает виртуальную эмпатию — способность понимать чувства других людей, которая может распространяться и на реальность.

Отправляй мемы и управляй

Если мемы — это такой мощный инструмент социального воздействия, почему его не используют политики, корпорации и всякие тайные правительства, чтобы распространять свои идеи? Ричард Докинз, например, питал надежды, что ученые смогут использовать мемы как рычаг управления обществом: создавать информационные вирусы и заражать людей нужными идеями.
На самом деле политики уже давно используют мемы для распространения своих идей. При этом политические мемы невероятно популярны: с помощью «эзопова языка» мемов, иронии и сарказма можно сказать чуть больше, чем напрямую.
Однако у такого подхода есть серьезное ограничение. Исследования «форсед-мемов», т. е. искусственно созданных мемов, которые должны внушить нам какую-то установку, с треском провалились. Все потому, что сообщение, которое содержит первоначальный мем, при передаче меняется очень быстро. Помните детскую игру в испорченный телефон? Уже четвертый участник цепочки получает сильно искаженное сообщение. Поэтому такой способ заразить людей своими идеями оказывается рискованным и неэффективным: даже если общество начнет распространять вашу идею, нет никаких гарантий, что она не станет популярной в тот момент, когда ее смысл уже радикальным образом изменится.

Мемы — зеркало культуры

Мы привыкли думать, что мем — это обязательно что-то смешное. На самом деле это необязательно: мем может быть грустным, научным и даже поднимать реальные социальные проблемы. Главное, что мем побуждает нас к коммуникации, творчеству и спорам. Сегодня именно мемы лучше всего помогают понять те явления, которые есть в культуре.
Любой социальный процесс оставляет после себя мемы. Они становятся отражением социальной реальности. Так, конфликт человека с техническим прогрессом воплотился в меме «Как тебе такое, Илон Маск?», который стал новым вариантом пословицы «голь на выдумки хитра».
Мемы уже стали отдельной формой художественного высказывания. Поэтому археологам из будущего, о которых мы говорили в самом начале, мемы действительно расскажут о многом: о нашем быте, культуре, языке. Ведь мемы создаются обычными людьми, которые хотят рассказать, что их беспокоит или смешит.
Сегодня уже существует отдельная научная дисциплина — меметика — и ученые-мемологи, которые анализируют, классифицируют и моделируют мемы. Вполне возможно, что у этой науки большое будущее, ведь что бы ни происходило в мире, кекать мы точно не перестанем.
Хочешь стать профессиональным мемологом? Слушай наше саммари «Мемы: как они появляются и что говорят о культуре» и хвастайся перед друзьями своими глубокими познаниями мемов. По промокоду BLOG30 все саммари бесплатны на месяц.
Разберись в пацанской философии с нашим текстом:
Пацанская философия
КУЛЬТУРОЛОГИЯ