Произведения Казимира Малевича нередко называют простыми: любой может нарисовать квадрат и закрасить его чёрной краской. Однако всё не так просто. Рассказываем, какие смыслы несут картины этого художника и как они передают идеи абстрактного искусства.
Время чтения: 5 минут.
Приложение для саморазвития. Скачать
От авангарда к супрематизму
Ещё Руднев в «Словаре культуры 20 века» писал: «Авангард невозможен без скандала, эпатажа». Авангардисты разрушали сложившиеся устои, противопоставляя свои произведения академизму и реализму в живописи и других сферах искусства. Казимир Малевич — типичный представитель этого направления, успевший за свою жизнь поработать в разных жанрах.
«Аргентинская полька» была выполнена в примитивизме, «Корова и скрипка», написанная двумя годами позже, уже представляла собой яркий образец кубофутуризма, а более позднюю работу «Спортсмены» автор описывал как «супрематизм в контуре спортсменов».
Примечательно, что последнюю из перечисленных работ Малевич датировал 1915 годом. Вероятнее всего, он пытался таким образом выйти за привычные рамки хронологии и эпатировать публику. Эта картина, к тому же, является хорошим примером победы над реализмом: контур спортсменов подразумевает, что это всего лишь пародия, собственная интерпретация — были ли спортсмены?
Основы супрематизма Малевич описал в брошюре «От кубизма к супрематизму. Новый живописный реализм», изданной в 1916 году. В ней он провозглашал переход «к новому живописному реализму, беспредметному творчеству» и подчеркивал господство цвета над остальными аспектами живописи.
Философия Малевича
Казимир Малевич — не просто художник. Он был философом, разработавшим свою собственную концепцию «чистого художественного чувства». В её основе лежит идея, что художник должен стремиться к передаче высшего чувства и духовности через свои работы. Он должен устранять всё, что мешает этому процессу и отвлекает от сути.
Малевич считал, что абстрактное искусство является идеальным способом для передачи этого чувства, поскольку оно не связано с реалистическим изображением предметов и может воплощать высшие идеи, которые невозможно передать в жанре реализма. Но через супрематизм и контрастные цвета — можно.
В 1919 году он написал первый крупный теоретический труд «О новых системах в искусстве», а через три года — трактат «Супрематизм. Мир как беспредметность». Квадрат, по Малевичу, — фигура, обозначающая гармонию. Это отсылает к народной культуре, которой вдохновлялся и которую перерабатывал авангард: в традиционных узорах стороны квадрата обозначали четыре стороны света, времена года, времена суток и стадии жизни. Круг в супрематистской традиции становится олицетворением бесконечности, а треугольник отвечает за движение. Яркие цвета создают эффект глубины и пространства, добавляют контрастность и динамику.
В своих главных произведениях, «Черном супрематическом квадрате», «Белом на белом» (картина более известна как «Белый квадрате») и «Красном квадрате», Малевич использовал геометрические формы и цвета для передачи своих идей.
Черный квадрат символизирует абсолютное отсутствие материального мира и вмещает в себя высшую духовность. Красный символизирует энергию и движение. Белый является символом чистоты и гармонии, воплощает идею «чистого чувства». Последний квадрат также называют вершиной супрематизма — что может быть абстрактнее, чем белый квадрат на белом фоне?
Чёрный квадрат
Известны четыре версии известнейшей картины Малевича. Это не копии, а авторские повторения: они были созданы в разное время и отличаются по размеру и пропорциям.
Первый и самый знаменитый «Чёрный квадрат» был написан в 1915 году и находится в Третьяковской галерее. Его более поздние версии можно увидеть в Русском музее и в Эрмитаже. По замыслу художника, картина была частью триптиха, в который входили также «Чёрный круг» и «Чёрный крест».
На первой выставке в 1915 году Малевич поместил его в «красный угол», — место, где в русских избах традиционно находились иконы. Таким образом «Черный квадрат» приобрел особое значение. Он стал манифестом супрематизма, символом абстрактного искусства и иконой нового времени.
«Чёрный квадрат» на самом деле не совсем квадратен: его стороны не равны друг другу. К тому же, он не чёрный изначально. Малевич использовал для его создания несколько оттенков и примешал мел, чтобы убрать эффект глянца, присущий масляным краскам.
Со временем главный символ русского авангарда покрылся трещинами — кракелюрами. Через них можно было разглядеть фрагменты предыдущей картины.
В 2015 году полотно посмотрели через рентген. Оказалось, что под чёрной краской спрятались сразу две геометрические композиции. Самая ранняя была выполнена в манере кубофутуризма, а вторая — протосупрематизма.
Рентген помог обнаружить текст, оставленный художником. Оказалось, что под «Чёрным квадратом» скрывается надпись: «Битва негров в тёмной пещере». Фраза была написана рукой Малевича. Она перекликается с названием произведения Альфонса Алле «Битва негров в тёмной пещере глубокой ночью». Эпатажная работа Алле была создана ещё в 1882 году и изображала чёрный прямоугольник. После того как нашли надпись, «Квадрат» пришлось перевернуть: оказалось, что всё это время он висел вверх ногами.