Картина Эдуарда Мане «Завтрак на траве» получила скандальную известность. Зрителей возмутило, что обнаженная женщина сидит рядом с одетыми мужчинами, еще и вызывающе смотрит на зрителя. Однако на полотне есть еще интересные детали, которые можно сразу не заметить. Так что же скрывает «Завтрак на траве»? Рассказываем в статье.
Время чтения: 3 минуты.
Время чтения: 3 минуты.
Приложение для саморазвития. Скачать
Кто изображен на картине
За основу картины Мане взял фрагмент композиции с гравюры, нарисованной с утраченного полотна Рафаэля Санти «Суд Париса».
Но если Рафаэль Санти изобразил обнаженными богов, то Эдуард Мане — обычных людей. Это противоречило правилам академизма, поэтому картину посчитали дерзкой и провокационной. Кроме того, полотно имеет внушительный размер, поэтому это еще больше удивило публику.
Интересно, что на картине изображены реальные люди. Девушка, которая смотрит прямо на зрителя, — это постоянная натурщица и муза художника Викторина Меран. Мужчины — брат Мане Эжен и шурин (брат жены) Фердинанд Леенхофф, девушка на заднем плане — жена Эмиля Золя.
Снегирь на летнем пейзаже
Если внимательно приглядеться, мы увидим, что размеры лодки и реки должны быть больше фигуры девушки на заднем плане. Да и сама фигура девушки большая по сравнению с фигурами других персонажей картины. Это не соответствует законам линейной перспективы. Но дело в том, что сначала Мане назвал картину «Купальщица», и девушка на заднем плане должна была быть главным персонажем. Хотя, по правилам академизма, главный герой должен располагаться ближе всего к зрителю.
Еще интересная деталь в верхней части картины — это снегирь. Казалось бы, это зимняя птица, почему Мане изобразил ее на летнем пейзаже? Искусствоведы считают, что снегирь подчеркивает эмоциональный холод.
Цветовое решение
Важное значение Мане придал цвету. И здесь его цветовое решение отличалось от традиционного. Было принято на переднем плане писать теплые оттенки, а на заднем холодные, но Мане сделал наоборот. Фигура девушки на переднем плане как будто «светится» на контрасте с темными фигурами мужчин. Но это «свечение» холодное, ее белый цвет тела отличается от теплого оттенка кожи девушки на заднем плане. Кроме того, если фигуры мужчин выглядят объемно, то фигура обнаженной женщины — плоско. Таким образом Мане затронул тему неравенства полов.