Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Как работает саспенс в кино

Саспенс — кинематографический приём, погружающий зрителя в состояние продолжительного, тревожного ожидания какого-либо события. Режиссёры используют его для усиления эмоционального эффекта от просмотра, заставляя нас обращать внимание на мелкие детали и вслушиваться в едва уловимые звуки. Мастером саспенса по праву считают Альфреда Хичкока, но как именно он привносил его в свои истории? В статье разберёмся, как работает саспенс в кино.
Время чтения: 6 минут.

В начале была неопределённость

Термин «саспенс» произошёл от латинского глагола «suspendere», который на русский язык переводится словом «подвешивать». В подобном состоянии восприятие времени меняется: оно как будто замедляется и заставляет концентрировать всё внимание на обстановке, в которой разворачивается ситуация. Мы не знаем, чего ожидать, и внутри нас борется множество противоречивых чувств. Саспенс применим для описания бытовых обстоятельств. Мы находимся под его властью, когда, например, сидим в очереди к стоматологу и слышим угрожающее жужжание медицинских инструментов, или когда идём на неожиданный разговор с начальником.
Это явление тесно связано с эмоциональным миром человека, чем обусловлена его популярность в искусстве. Приём встречается не только в кино, но также в литературе и видеоиграх. Саспенс прямо противоположен другому излюбленному сюжетному ходу — скримерам, хотя и может ему предшествовать.

Виды саспенса

В кинематографе саспенс часто встречается в жанрах хоррора и триллера. Долгие пролёты камеры в «Сиянии» Стенли Кубрика, противостояние Клариссы Старлинг и маньяка в «Молчании ягнят» Джонатана Демми — всё это саспенс.
Нидерландская медиаисследовательница Патрисия Пистерс предлагает называть фильмы, использующие этот приём, «нейротриллерами». По её словам, методы саспенса стимулируют головной мозг непрямым путём: так как нам недоступно визуальное содержание, мы пытаемся компенсировать его, используя чувства, эмоции и мысли. Яркий пример — эпизод «Ведьмы из Блэр» 1999 года, в котором главная героиня Хэзер находится в палатке посреди ночного леса, слышит устрашающие звуки и записывает полное отчаяния видеосообщение. Девушка знает о существовании угрозы, но не представляет, как она выглядит, поэтому может полагаться только на своё воображение.
В кино разделяют открытый и закрытый саспенс. Первый вид характерен для ситуаций, когда только зритель знает об опасности и ожидает, когда герой фильма с ней столкнётся. Например, «Политех» Дени Вильнёва заранее знакомит аудиторию с планами одного из героев о массовом расстреле студентов технической школы, о чём они не подозревают до последнего. Закрытый саспенс держит в неведении и зрителя, и героя. Его можно увидеть в «Визите» Найта М. Шьямалана.

Как напугать зрителя

Саспенс — инструмент эмоционального вовлечения зрителей в сюжет, строящийся на оттягивании момента столкновения с неизбежным. Режиссёры используют разнообразные методы, чтобы его добиться нужного эффекта и вызвать эмоции у зрителей.
Неприятные и страшные мелодии могут усиливаться перед приближением угрозы. При нагнетании обстановки в кино широко применяются, например, вариации католического распева «Dies irae». Также режиссёры могут фиксироваться на бытовых звуках — ходе стрелок часов и капающей воде. А иногда аудиосопровождение пропадает вовсе.
Пространство кадра, композиция, может обыгрываться по-разному. Сцена может быть показана целиком — в таком случае зритель чувствует потенциальную опасность со всех сторон. Также часть пространства может не попадать в объектив, например, когда мы видим крупные планы — мы чувствуем уязвимость, так как не имеем возможности составить полную картину происходящего.
Параллельный монтаж помогает режиссёрам охватить множество деталей, происходящих в моменты особого напряжения в фильмах, что растягивает их длительность и ещё сильнее захватывает наше внимание.
Смотрите курс-саммари «10 лучших триллеров», чтобы на примерах убедиться в необходимости использования саспенса и других приёмов создания напряжённой атмосферы. А специально для читателей журнала открываем бесплатный доступ ко всем курсам по промокоду BLOG7. Он действует до 10 июля при регистрации в приложении и на сайте.

Король саспенса

Синонимом саспенса в мировом кинематографе стали фильмы Альфреда Хичкока. Он был не первым режиссёром, использовавшим этот приём, но сумел довести технику его исполнения до совершенства. В этом Хичкоку помогала филигранная операторская работа, оригинальные композиторские решения и внимание к деталям, без которых сюжет фильмов был бы невозможен. Запоминающиеся сцены из «Психо» и «Птиц» до сих пор заставляют нас застывать перед экранами и неотрывно наблюдать за происходящим.
В картине «Верёвка» 1948 года саспенсом пронизана каждая минута экранного времени: в первых кадрах камера показывает нам сундук, в котором находится труп студента, а в последующих сценах он используется в качестве стола для банкета. Гости веселятся и ведут интеллектуальные беседы, не подозревая о том, что хозяева вечеринки — убийцы. Фильм снят с минимальным использованием монтажных склеек, что создаёт ощущение реальности и протяжённости ситуации, которая ничем не прерывается и из которой невозможно выбраться.
«Окно во двор» 1954 года реализует саспенс иначе. Он повествует о детективе по имени Джефф, который не может вести работу из-за сломанной ноги. От скуки он наблюдает за соседями через бинокль и замечает, что житель одной из квартир ведёт себя подозрительно. Самостоятельно расследуя дело втайне от начальства, Джефф понимает, что сосед убил свою жену. На протяжении всего фильма герой ограничен в передвижениях и находится в рамках одной комнаты. Перелом ноги делает его уязвимым перед опасностью. Сосед осознаёт, что за ним следят и решает расправиться с Джеффом. Минуты ожидания выбивают полицейского из состояния спокойствия, и он буквально мечется из стороны в сторону, физически выражая своё беспокойство.
Давно хотели послушать наши курсы-саммари? Специально для читателей журнала открываем бесплатный доступ ко всем курсам по промокоду BLOG7. Он действует до 10 июля при регистрации нового пользователя в приложении и на сайте.
Кино — это отдельный вид искусства со своими правилами и приёмами. О некоторых из них мы писали в этом материале:
Общий, крупный, средний: какие бывают планы в кино
Какие приёмы использует Кристофер Нолан в своих фильмах? Почему «Начало» — один из самых популярных фильмов 21 века? Разбираемся в видео нашего проекта:
КИНЕМАТОГРАФ