Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Возрастные кризисы в психологии по Эрику Эриксону

Эрик Эриксон, известный американский психолог, разработал теорию развития личности. Он выделил восемь стадий, на каждой из которых человек сталкивается с определенными вызовами и задачами. Рассказываем про возрастные кризисы, которые могут возникнуть на каждой стадии развития по теории Эриксона и про их влияние на жизненный путь человека.
Время чтения: 5 минут.

Кто такой Эрик Эриксон?

Эрик Эриксон родился в Германии. Его мать была еврейкой, а про биологического отца неизвестно практически ничего — отсутствие информации сильно повлияло на поиски Эриксоном собственной идентичности.
Его жизненный путь необычен для психоаналитика: изначально он планировал посвятить жизнь искусству. Эриксон закончил классическую гимназию и много путешествовал по Европе в поисках своего призвания. В конце концов его позвали в Вену преподавать детям в экспериментальной школе, основанной Анной Фрейд, младшей дочерью знаменитого Зигмунда Фрейда. Там он познакомился с концепциями психоанализа и понял, что хочет заниматься дальнейшей разработкой фрейдистских теорий. Параллельно он изучал педагогическую систему Монтессори для того, чтобы лучше понимать основные методики работы с детьми.
В 1933 году Эриксон заканчивает Венский психоаналитический институт и уезжает из Германии из-за нестабильной политической обстановки. Так он оказался в США, где по-настоящему развилась его научная карьера: Эриксон преподавал в Гарварде, Йеле и Калифорнийском университете, выступал с публичными лекциями и, конечно же, занимался детским психоанализом.
Разработанную после нескольких лет наблюдений теорию Эриксон изложил в 1950 году в книге «Детство и общество». Эриксон ввёл в науку термин «кризис идентичности» и связал его с несколькими стадиями, которые человек проходит в течение всей жизни. Другая его книга, «Правда Ганди», изданная в 1969 году, получила Пулитцеровскую премию.

Какие стадии выделяет Эриксон?

Хотя Фрейд и Эриксон работали в схожих областях психологии и использовали схожие психоаналитические методы, их теории различаются. Фрейд сконцентрировался на детском развитии и подчеркивал важность роли ранних опытов в жизни человека в формировании его личности. Эриксон же сосредоточился на развитии личности на протяжении всей жизни. Если теория Фрейда психосексуальная, то теория Эриксона — психосоциальная. Его больше интересовало то, каким образом культурный и социальный контекст влияет на развитие личности.
Эриксон выделяет восемь стадий развития личности. Каждая из них сопровождается разными задачами, которые нужно разрешить для перехода на следующий этап.
Стадия доверия к близким людям. Это самая ранняя стадия: её проходит каждый младенец до года. В этом возрасте ребенок зависит от своих родителей и других близких людей. Задача ребенка заключается в формировании доверия к окружающим: именно это чувство является основой для любых социальных взаимодействий в будущем.
«Малефисента» (2014), реж. Р. Стромберг
Стадия автономии. В промежутке между первым и третьим годом жизни ребенок начинает исследовать мир и становится более независимым. Его задача меняется. Теперь она заключается в поиске баланса между стремлением исследовать мир и желанием оставаться в безопасности, под присмотром матери. На этом этапе важно поощрять попытки познания и не стыдить ребёнка за неудачи, потому что это оставляет след в его психике.
С трёх до шести лет, в дошкольном возрасте, Эриксон выделяет стадию инициативы. Ребенок становится более социальным, учится общаться со сверстниками и познаёт окружающую действительность через игры. На этом этапе ему нужно учиться соотносить социальные нормы с собственной инициативой: почему что-то делать хорошо, а что-то — нет.
«Трудный ребёнок» (1990), реж. Д. Дуган
Следующая стадия, компетентности, охватывает часть школьного возраста — от первоклассника до подростка (примерно с 6 до 12 лет). Ребенок начинает проявлять более рациональное мышление и интерес к учебе. Эриксон уделяет большое внимание роли учителя на этом этапе: школьник не должен чувствовать себя неполноценным. Если он чувствует себя некомпетентным в каком-то аспекте, — будь то социальный или учебный процесс, — то ему будет гораздо тяжелее осознать собственные способности и найти место в жизни.
«Очень странные дела» (2016 — настоящее время)
В подростковом возрасте человек вступает в стадию идентификации. Он ищет себя, пытаясь понять, кем он хочет стать. Этот поиск места в обществе во многом формирует его последующую самоидентификацию, стремления и желания. Нередко на этой стадии происходит «путаница ролей»: подростку нужно попробовать разные типы социальных взаимодействий для того, чтобы обрести себя. Отсюда вытекают бунты против родителей и общепринятых норм, попытки вписаться в новые социальные группы, которые формируются в школе. Эту стадию принято называть кризисом подросткового возраста.
«Это очень забавная история» (2010), реж. режиссёров А. Боден и Р. Флек
С 18 до 25 лет человек находится в стадии начала зрелости. Это период, когда он вовлекается в более глубокие любовные отношения, учится строить близкие отношения с партнёрами. Важно не потерять самого себя в новых отношениях: успешно прошедшие предыдущие стадии люди знают, кто они и чего они хотят добиться в жизни. А те, кто по какой-то причине не смог пройти предыдущие периоды жизни с позитивным результатом, начинают испытывать сложности в выстраивании бережных и комфортных отношений с другими.
Стадия зрелости приходится на средние годы жизни: от 26 до 64 лет. Её основная проблема — между продуктивностью и стагнацией. Человек либо ищет способы для реализации своего творческого потенциала и выстраивания успешной карьеры, либо остаётся инертен. Здесь большую роль играет один из предыдущих этапов: сумел ли ребёнок понять, чего он хочет от мира?
«Офис» (2005 — 2013)
Последняя стадия по Эриксону — старость. Главным испытанием этого периода является конфликт между неудовлетворённостью пройденным жизненным путём и его принятием.

Значение теории Эриксона

Теория Эриксона до сих пор используется в психологии и других областях: образовании, медицине, социальной работе. Она позволяет глубже понимать, откуда растут корни разных психоогических проблем, особенно — связанных с развитием личности. Психологам становится проще отыскивать предпосылки возрастных кризисов в раннем детстве и помогать пациентам работать с ними.
Стадии развития личности учитывают при разработке образовательных программ, чтобы найти лучший подход к детям разных возрастных групп и помочь им гармонично развиваться.
Вам кажется, что вы недостойны внимания друзей, чувствуете себя лишним в коллективе? Не переживайте, вы не глупый, в вас говорят ваши страхи. Чтобы справиться с тревогой, послушайте саммари «Синдром самозванца: как поверить в свои успехи». Если введете «BLOG30» в поле «Ввести промокод» при регистрации, то вас ждет бесплатный доступ ко всем саммари на целый месяц.
Есть множество психологических систем, которые делят жизнь людей на отдельные периоды. Есть и такие системы, которые отводят людям роли, в которые они входят в течение всей жизни. Об одной из таких систем рассказываем в этом материале:
Психологические роли: родитель, ребенок, взрослый
ПСИХОЛОГИЯ