Время чтения: 3 минуты
Приложение для саморазвития. Скачать
«Берусь за скучную, пошлую Каренину»
Величайшего романа всех времен могло не быть. Взяться за работу Толстого вынудило желание заработать. Книга публиковалась частями в журнале и с успехом принималась обществом. Этакий сериал XIX века — всем было любопытно, что там дальше.
Небрежный читатель видел в «Карениной» банальную историю адюльтера — заезженная тема в литературе. Публика мусолила смыслы, лежащие на поверхности: «Казнить нельзя помиловать». Встречалась и критика: «Пошлая дребедень», «Коровий роман». Сам автор поначалу работал без удовольствия: «Поневоле засел писать». Но позже сказал: «Я всё написал — и ничего не осталось».
На злобу дня
После книги о прошлом («Война и мир») Толстой задумал роман о современной ему жизни. Действие «Анны Карениной» происходит в 70-е годы XIX века. В России уже отменили крепостное право и стартовали Великие реформы, из-за чего «всё смешалось» не только доме Облонских, но и в жизни целой страны.
Первые годы после отмены крепостного права люди чувствовали невероятный духовный подъем, жаждали перемен и верили в будущее.
Спустя десятилетие реформ настроения поутихли. Обещанные перемены не принесли удовлетворения. «Старый обычай» рушился, новый укладывался с трудом.
Толстой считал, что во всей стране «всё переворотилось», привычный мир раздробился. Люди жили «под угрозой отчаяния», не понимая, что их ждет впереди. Скорее всего, катастрофа. Гибель Анны Карениной — метафора скорой гибели Российской империи. Так из плоскости семейной саги роман переходит в разряд «широких», куда помещаются важнейшие темы той эпохи.
Почему поезд
Важным символом прогресса в России XIX века стали железные дороги. Их повсеместное строительство перевернуло привычный уклад жизни. Стальные пути соединили провинцию и большие города, Москву и Петербург, Россию и Европу. Жизнь ускорилась, поездки стали обыденностью.
Символичный образ поезда и железной дороги стал частью мировой культуры. В литературе появилось новое пространство для действия. Герои книг теперь встречались на станциях, толпились в вагонах, беседовали в купе.
Толстой не считал, что поезд современности устремляет Россию в правильном направлении. По его мнению, люди зря теряют время в пути, а это приучает к безделью. Случайно ли он скинул Анну Каренину под поезд? Конечно, нет. Толстой лукавил, что это вышло не нарочно, по ходу повествования. Железная дорога — лейтмотив романа.
Культура отмены образца XIX века
Толстой не судил Анну. Он считает её женщиной, потерявшей себя. Она «жалкая, но не виноватая». Эпиграфом к роману автор выбрал строку из Библии: «Мне отмщение, Я воздам», что означает — не нам судить.
Однако поборники морали накидывались на Каренину, как стервятники. Её честность оскорбляла их чувства, рушила устои. В светских кругах толстовской эпохи измена не считалась проблемой. Главное, соблюдать приличия. Анна могла скрыть роман. Так делали многие в её окружении — грешили без угрызения совести, легко и непринужденно.
Её вина в том, что она честна перед мужем, любовником, лицемерным светом и перед собой. Нормы общества — это что-то временное, сегодня порицают одно, завтра — другое. Но есть вечные законы морали, и эти законы Каренина не нарушила. За свою честность Анна расплатилась жизнью.
Две судьбы, две дороги
Со смертью главной героини роман не заканчивается. Истории Анны Карениной и Константина Левина развиваются параллельно, словно рельсы железной дороги. Те, кто, читая «Войну и мир», перелистывал сцены войны, чтобы поскорее вернуться к приключениям Наташи Ростовой и Пьера Безухова, так же поступали с Левиным в «Анне Карениной». А зря — в этом противопоставлении заключён замысел романа.
Толстой сравнивает два мира — разрушения и созидания, две судьбы — счастливую и несчастную, две любви — плотскую и духовную. Анна ломает свою жизнь, она обречена. Левин строит с Кити светлое будущее. Их любовь подлинная и будет жить. Но какой будет эта жизнь?
Нет, Толстой не бросит читателя на моменте «и жили они долго и счастливо». Дальше начинается самое интересное. Что ждет их впереди? Чем станет их брак? Ответ неутешительный. Обретя долгожданное семейное счастье, Левин не обрёл смысл жизни. Герой испытывает тяжелейший духовный кризис и прячет с глаз долой шнурок и ружье.
В этой точке две сюжетные линии сходятся. И Каренина, и Левин пришли к пониманию, что смысл в том, что смысла нет. Анна искала смысл в любви и погибла, Константин — в семье, но гонит мысли о самоубийстве. Роман заканчивает «озарением» Левина — опору нужно искать внутри. Каждый сам волен выдумать собственный смысл.