Картины Василия Кандинского до сих пор вызывают споры не только искусствоведов, но и зрителей. Кто-то называет его полотна «мазней» и удивляется, как они входят в список самых дорогих картин, проданных на аукционах. Другие считают работы художника шедеврами абстракционизма. Так что же изображено на них? В статье расскажем, какой смысл закладывал художник в «Композиции».
Время чтения: 3 минуты.
Время чтения: 3 минуты.
Композиция VI
Сначала Кандинский хотел назвать эту «Композицию» «Потоп», поскольку внимательный зритель может увидеть на ней очертания тонущей лодки, волн, людей и даже животных. Однако потом художник сказал, что было бы неправильно «наклеить на эту картину ярлык первоначального сюжета».
![](https://static.tildacdn.com/tild3331-6665-4437-a633-356164313364/_VI.png)
Идея «Композиции VI» пришла Кандинскому во время написания картины на тему Всемирного потопа. Художник решил доработать замысел и сделал образы абстрактными. Особое внимание он уделил цветам. Так, нежно-розовый здесь — цвет телесности, красно-синий — грубый, резкий, желтый — «типично земной».
Композиция VII
Искусствоведы считают, что «Композиция VII» — это вершина творчества Кандинского в период до Первой Мировой войны. У художника ушло много месяцев на подготовку к написанию картины — он создал более тридцати эскизов. Однако саму «Композицию» Кандинский написал за четыре дня.
![](https://static.tildacdn.com/tild6537-3032-4334-b037-333734613564/_VI-1.png)
А Леонардо да Винчи писал губы «Мона Лизы» 12 лет. Получите готовое мнение от эксперта о мировой классике в саммари «Вся история искусства за 26 часов». Получите бесплатный доступ ко всем саммари по промокоду BLOG30 на целый месяц.
![](https://static.tildacdn.com/tild6630-6330-4363-b231-633339613938/photo.png)
Полотно посвящено нескольким библейским темам: Судный день, Всемирный потоп, Райский сад. Особое внимание здесь уделяется зрителю. Кандинский выстраивает композицию таким образом, чтобы мы могли «войти» внутрь картины и перемещаться в ней.
Композиция VIII
«Композиция VIII» кардинально отличается от предыдущих «Композиций» — здесь изображены геометрические формы.
![](https://static.tildacdn.com/tild3161-3166-4263-a536-623634316236/_VIII.png)
Во время написания этой картины Кандинский работал над трактатом «Точка и линия на плоскости». В книге он подробно «расшифровал» смысл изображенных фигур. Например, горизонтали звучат «холодно и минорно», вертикали «тепло и высоко». Важное значение имеют и цвета. Красный «может создавать впечатление сильного барабанного боя», голубой «развивает звук флейты». Такое музыкальное описание связано с тем, что художник был синестетом. Он мог видеть музыку и слышать цвета.
На этой картине есть еще одна необычная деталь — образ горы с крестом. Его можно увидеть в левой части полотна. Это отсылка к предыдущим работам Кандинского, поскольку тема религии прослеживается во всем творчестве художника.
Помимо Кандинского авангардистом был и Шагал. Рассказываем про визитную карточку художника — картину «Над городом»:
Помимо Кандинского авангардистом был и Шагал. Рассказываем про визитную карточку художника — картину «Над городом»:
Что вы не заметили на картине Марка Шагала «Над городом»?