Литературный мир постоянно видоизменяется, появляются всё новые и новые эксперименты с жанрами, формой, содержанием и смыслами. Всё это — о романе Джеймса Джойса «Улисс». Рассказываем, почему он так важен.
Век перемен, век разочарований
В литературе ХХ века можно выделить несколько ключевых тенденций. В начале века доминировал модернизм: авторы стали отказываться от традиционных форм и конвенций, стремясь к индивидуализму и экспериментам со стилем и языком. Такие движения, как символизм, футуризм, сюрреализм и другие течения пытались найти новые способы восприятия и представления мира.
Во второй половине века появился постмодернизм. Это уже не просто игра со стилем — это многочисленные цитирования и переосмысление классических произведений, разрушение жанровых границ и интенсивное внимание к множественным смыслам. Это торжество интертекстуальности и абсурда, попытка порвать со смыслом.
«Улисс» стал символом новаторства в искусстве, литературой модернистской, предвещавший постмодерн. Джойс писал роман семь лет, выверяя каждое слово и каждую отсылку. Структурная сложность получившегося текста, кропотливо вписанные цитаты — не только из Гомера — и постоянные эксперименты с формой делают его ярким примером литературы этого периода и одним из крупнейших литературных проектов ХХ века.
Коротко о сюжете
Роман «Улисс» — необычная реинкарнация одной из самых известных эпических историй, гомеровской «Одиссеи». Само название прямым текстом говорит об этом: Улисс — латинский вариант имени Одиссей. Структура романа очень сложна и запутанна, а его содержание воссоздает один день в жизни трех главных персонажей: Леопольда Блума, его жены Молли и юноши Стивена Дедала. День, в который происходят события книги, — 16 июня 1904 года.
Леопольд Блум весь день бродит по Дублину, бывает в самых разных местах: от редакции до кабака. Как и Одиссей, он возвращается домой к жене. Но там, где Гомер использует эпическое повествование о борьбе с древнегреческими монстрами, Джойс пишет о судьбе поколения, исторических событиях и том, как они отображаются в повседневности героя.
Структура, стиль, смысл
Структура «Улисса» сложна. Роман состоит из 18 глав, каждая из которых отражает различные часы дня и параллелится с отдельным эпизодом из гомеровской «Одиссеи». Каждая глава имеет свою собственную структуру и стиль повествования. В тексте можно найти абсолютный поток сознания Молли Блум в финальной части романа, «Пенелопе», в котором нет ни единого знака препинания. Другой пример эксперимента — скрытая отсылка на оперную структуру в главе «Сирены»: она выстроена как музыкальное произведение, но заметить это сложно, если не следить за ритмом текста и его постепенными изменениями. «Эол» написан в форме газетных новостей, а в «Быках солнца» можно проследить изменения языка: от староанглийского Джойс переходит к современным формам.
«Улисс» богат на лингвистические и культурные отсылки. Джойс виртуозно играет с языком, используя различные диалекты, идиомы, афоризмы и цитаты. Роман становится своеобразным лабиринтом слов и звуков, где каждая фраза и каждое выражение могут иметь глубокий символический и философский смысл.
Джойс создаёт парадоксальные моменты, подсвечивая проблемы современного ему мира: молочница, всю жизнь прожившая в Дублине, не знает ни единого слова по-ирландски. Это прямая аллюзия на происходившее притеснение страны со стороны Англии и утере старых корней и культуры. Это обращение к проблеме классовых различий, национальным предубеждениям, идеологическим противоречиям и антиколониальный посыл.
Главные персонажи мостоянно сталкиваются с внутренними конфликтами и сомнениями. Они ищут, но не обретают. Стивен ищет отца (вернее, фигуру отца, потому что его реальный отец находится в полном здравии), Леопольд — дом. Молли Блум, в отличие от своего прообраза, изменяет мужу — он не может вернуться в реальное жилище и найти там духовный дом. Поэтому Леопольду приходится искать его вне семейной жизни. Отношения персонажей становятся зеркалом сложностей и противоречий, свойственных человеческим взаимодействиям в обществе. Это отражение неопределенности современной жизни, поиска самоидентификации и смысла жизни вне отношений, независимости от других.
Для «Улисса» важны и вечные темы времени и смерти. Роман охватывает всего один день, но в нём Джойс собирает и раскрывает бесконечное количество эмоций, воспоминаний и мыслей, связанных со временем и преходящими моментами жизни. Это отражает непрерывное движение времени, которое не обращает внимания на человеческую судьбу. В дальнейшем писатели ХХ века разовьют это — и «потерянное поколение», и абсурдисты, и постмодернисты.
Влияние
Роман не стал символом эпохи — по крайней мере, не сразу. Первоначальная реакция на него была, как и сегодня, смешанная. Вирджиния Вульф нелестно отзывалась, о нём, говоря, что это «катастрофа»: красивый, но бессмысленный концепт. А в период первых публикаций в журнале эпизод «Навсикая» стал даже обвиняли в порнографии. Дело дошло до суда, роман запретили в Великобритании и Америке.
Несмотря на это, когда мы вспоминаем о модернистах и их экспериментах, Джойс всегда в списке этих авторов, а «Улисс» — рекомендован к прочтению всем интересующимся литературой.