В чем смысл картины «Урок анатомии доктора Тульпа» Рембрандта?
«Урок анатомии доктора Тульпа» — полотно мастера золотого века Голландии Рембрандта Харменса ван Рейна. Это первая картина художника, которая написана в крупном формате. В чем ее суть? Рассказываем в статье.
Время чтения: 3 минуты Приложение для саморазвития. Скачать
Новичок в Амстердаме
Рембрандт создал картину «Урок анатомии доктора Тульпа после переезда из Лейдена в Амстердам. Переезд был рискованным решением, но художник решился не него, так как это был один из самых богатых городов Европы. Соответственно, и заказчиков полотен там было достаточно.
В XVII веке голландцы в основном предпочитали жанровые сцены, натюрморты, пейзажи. Но и более сложные групповые портреты также пользовались успехом. Зачастую их вешали в общественных местах. Через год после переезда Рембрандту предложили создать общий портрет амстердамской Гильдии хирургов. Потом он получил название «Урок анатомии доктора Тульпа». Интересно, что на тот момент его считали новичком в Амстердаме, но все равно дали заказ. В отличие от других художников, которые взяли бы предыдущие изображения и написали новые лица, Рембрандт написал абсолютно новую картину.
Новый взгляд на групповой портрет
Стоит отметить, что живописец показал героев не так, как предыдущие мастера. Чаще всего натурщики смотрели на зрителя и сидели в ряд. Здесь же персонажи изображены в профиль или в пол-оборота. Фигуры хирургов формируют пирамиду, но доктор Тульп находится не на ее вершине. Главный герой занимал должность прелектора (президента) амстердамской Гильдии хирургов в 1628 году. Он проводил ежегодные публичные лекции и рассказывал об анатомии человека. В 1632 году этот урок Тульп проводил 16 января. Именно он и изображен на картине Рембрандта. Доктор Тульп — единственный человек в шляпе. Таким образом художник показывает его статус. Главный герой рассказывает хирургам о сгибающихся мышцах на руке трупа. Его коллеги смотрят в разные направления: на тело, на доктора, на зрителя. У каждого из них на лице изображено личное переживание.
Художественный вымысел VS реальность
Покойник на картине — это казненный вор Адриан Адриансон по прозвищу Арис Киндт. Его тело освещается. А его ступни упираются в книгу «Строение человеческого тела» Адриана Везалия. Тематика полотна не вписывалась в традиции католической Европы. Дело в том, что согласно католическому принципу воскресения мертвые тела должны быть погребены целостными. Но в протестантской Голландии вскрывать трупы было нормальным явлением. Люди даже устраивали из этого застолье и беседы. В картине есть несколько нестыковок с реальностью. Во-первых, вскрытие тела должно начинаться с грудной клетки и брюшной полости, но никак не с конечностей. Во-вторых, вряд ли бы Тульп сам рассекал тело. Скорее всего, он бы поручил это другому, а сам бы читал лекцию. Эти нестыковки показывают, что для Рембрандта был важнее художественный вымысел. Стоит отметить, что полотно «Урок анатомии доктора Тульпа» прославило художника. Он впервые подписал его полным именем, а не инициалами. Это говорило о начале зрелой карьеры живописца.