Журнал «Правого Полушария Интроверта»

В чем смысл картины «Урок анатомии доктора Тульпа» Рембрандта?

«Урок анатомии доктора Тульпа» — полотно мастера золотого века Голландии Рембрандта Харменса ван Рейна. Это первая картина художника, которая написана в крупном формате. В чем ее суть? Рассказываем в статье.

Время чтения: 3 минуты.

Новичок в Амстердаме

Рембрандт создал картину «Урок анатомии доктора Тульпа после переезда из Лейдена в Амстердам. Переезд был рискованным решением, но художник решился не него, так как это был один из самых богатых городов Европы. Соответственно, и заказчиков полотен там было достаточно.
В XVII веке голландцы в основном предпочитали жанровые сцены, натюрморты, пейзажи. Но и более сложные групповые портреты также пользовались успехом. Зачастую их вешали в общественных местах. Через год после переезда Рембрандту предложили создать общий портрет амстердамской Гильдии хирургов. Потом он получил название «Урок анатомии доктора Тульпа». Интересно, что на тот момент его считали новичком в Амстердаме, но все равно дали заказ. В отличие от других художников, которые взяли бы предыдущие изображения и написали новые лица, Рембрандт написал абсолютно новую картину.

Новый взгляд на групповой портрет

Стоит отметить, что живописец показал героев не так, как предыдущие мастера. Чаще всего натурщики смотрели на зрителя и сидели в ряд. Здесь же персонажи изображены в профиль или в пол-оборота. Фигуры хирургов формируют пирамиду, но доктор Тульп находится не на ее вершине. Главный герой занимал должность прелектора (президента) амстердамской Гильдии хирургов в 1628 году. Он проводил ежегодные публичные лекции и рассказывал об анатомии человека. В 1632 году этот урок Тульп проводил 16 января. Именно он и изображен на картине Рембрандта. Доктор Тульп — единственный человек в шляпе. Таким образом художник показывает его статус. Главный герой рассказывает хирургам о сгибающихся мышцах на руке трупа. Его коллеги смотрят в разные направления: на тело, на доктора, на зрителя. У каждого из них на лице изображено личное переживание.

Художественный вымысел VS реальность

Покойник на картине — это казненный вор Адриан Адриансон по прозвищу Арис Киндт. Его тело освещается. А его ступни упираются в книгу «Строение человеческого тела» Адриана Везалия. Тематика полотна не вписывалась в традиции католической Европы. Дело в том, что согласно католическому принципу воскресения мертвые тела должны быть погребены целостными. Но в протестантской Голландии вскрывать трупы было нормальным явлением. Люди даже устраивали из этого застолье и беседы. В картине есть несколько нестыковок с реальностью. Во-первых, вскрытие тела должно начинаться с грудной клетки и брюшной полости, но никак не с конечностей. Во-вторых, вряд ли бы Тульп сам рассекал тело. Скорее всего, он бы поручил это другому, а сам бы читал лекцию. Эти нестыковки показывают, что для Рембрандта был важнее художественный вымысел. Стоит отметить, что полотно «Урок анатомии доктора Тульпа» прославило художника. Он впервые подписал его полным именем, а не инициалами. Это говорило о начале зрелой карьеры живописца.
Совсем скоро экзамен по истории искусства, а ты выучил только один билет из 20? Не трать время на зубрежку билетов с саммари «Главное о классической живописи: от Рубенса до Делакруа». Если введешь «BLOG30» в поле «Ввести промокод» при регистрации, то тебя ждет бесплатный доступ ко всем саммари на целый месяц.
Картина «Ночной дозор» Рембрандта Ван Рейна хранит много тайн. Об этой работе не сохранилось никаких сведений, а все эскизы потеряны. Искусствоведы строят свои предположения, в чем смысл полотна Рембрандта. Рассказываем об этом в статье:
«Ночной дозор» Рембрандта: разбор картины
ЖИВОПИСЬ ИСКУССТВО